Что делать родителям если их ребенок застенчивый

Стоит ли обращать внимание?

С одной стороны, скромность придает девочке очарования. Застенчивого парнишку не назовешь надоедливым, настырным или наглым. Это отзывчивые и доброжелательные люди, всегда выслушают, придут на помощь. Из скромных девчушек и парней выходят верные друзья.

С другой стороны, это может быть бедой, когда ребенок не способен нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Малыш переживает, но ничего поделать с собой не может.

Эти небольшие проблемы в будущем перерастают в огромные. Застенчивые люди часто остаются одинокими, им трудно найти вторую половину и создать семью. Из-за своей робости и скованности они незаметны и неуспешны.

Человек социальное существо. Он не может жить вне общества. И обязанность взрослых — помочь такому ребенку. То есть научить взаимодействовать с людьми. И лучше начать это делать в раннем детстве.

Застенчивость, нерешительность в современной жизни, если не недостаток, то уж точно свойство характера, которое мешает во многом. Откуда в детях берётся излишняя застенчивость, и чем мы можем ребёнку помочь?

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там где все дети играют, этот малыш тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает.

  • Общие признаки. Учащенный пульс, напряжение в мышцах, обильное потоотделение, яркий румянец — первые симптомы. Они сковывают малыша, не дают ему расслабиться. В результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться незаметным.
  • Самокритичность. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне. Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности, так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.
  • Замкнутость. Закрытые дети в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество.
  • Стеснительность. Любой ребенок будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для него — это стресс.
  • Пугливость. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  • Нерешительность. Такому ребенку тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет. Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения.
  • Нарушение речи. Эти дети в обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают — стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и тревога могут привести к заиканию, запинанию в речи.

Чтобы помочь ребенку побороть излишнюю скромность и неуверенность, нужно знать причину ее происхождения. Порой, устранив источник, исчезает и сама проблема.

  • Наследственность. Если в роду близкие родственники, включая и родителей, страдали застенчивостью, кроха мог унаследовать это качество.
  • В силу темперамента. Флегматики и меланхолики от природы склонны к застенчивости. Этим типам темперамента также свойственно интровертность. То есть они ориентированы не на внешнее общение с окружающими людьми, а на свой внутренний мир.
  • Пример родителей. Дети учатся взаимодействовать с социумом, повторяя поведение взрослых. Если в семье кто-либо из родных обладает данным качеством, ребенок мог скопировать его.
  • Воспитание. Порой родители сами того не подозревая, воспитывают в малыше застенчивость. Критика, частые наказания, запреты без объяснения формируют определенное поведение ребенка. Он старается соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Жестокость. Когда в семье неблагополучная ситуация, присутствует психологическое давление, тирания или рукоприкладство, малыш закрывается, растет пугливым и зажатым.
  • Длительная изоляция. Другими словами, отсутствие опыта. Такое встречается, когда ребенок часто болеет и сидит на домашнем режиме. Причиной может быть закрытая внутрисемейная политика семьи. Родители мало уделяли времени на общение малыша с другими детками.
  • Гиперопека. Как вид особой (намеренной) изоляции. Это чрезмерная опека родными и близкими над ребенком. Встречается у излишне тревожных и мнительных родителей. Опасаясь за здоровье малыша, или, что его могут обидеть, взрослые намеренно не допускают контакта с посторонними. Для родителей страдающих гиперопекой характерно держать детей в «домашнем заточении».

Как застенчивость влияет на ребенка

Довольно часто застенчивость является врожденным качеством маленькой личности. Отдельные малыши просто предрасположены к подобным свойствам характера с самого рождения. Никакие внешние причины не влияют на его формирование. Это неотъемлемая часть детской психики, воздействовать на которую следует с повышенной осторожностью.

У других детей стеснительность формируется именно под влиянием определенных обстоятельств и внешних причин. Прежде всего, это различные стрессовые ситуации, которые заставляют малыша стать более незаметным, не привлекающим постороннего внимания.

Причиной такой гиперчувствительности могут стать различные травмирующие события, которые самим родителям кажутся незначительными, не стоящими внимания. Взрослые порой не понимают, какой травмой для психики маленького ученика может стать, например, принудительная смена школы или переезд. При этом происходит утрата друзей, привычного образа жизни.

Ребенок столь остро реагирует и на проблемы в семье. С одной стороны, это могут быть постоянные выяснения отношений между взрослыми, скандалы, опасения возможного разрыва и распада семьи. С другой стороны, часто взрослые подвергают неконструктивной критике дочку или сына, которые не оправдали возлагаемых на них надежд. Если эта критика к тому же сопровождается публичным унижением, то избежать патологической детской стеснительности не удастся.

Для школьников постарше травмирующим фактором становится травля в классе, получение статуса социального изгоя. Все это обычно также сопровождается публичным унижением. Чтобы избежать этого в будущем, дети начинают избегать общения, предпочитают одиночество. Их самооценка падает.

Что делать родителям если их ребенок застенчивый

Если малыш адаптируется к новой обстановке, встречается с незнакомым человеком или попал в новый коллектив, то небольшая застенчивость — это норма. Взрослый человек тоже часто испытывает неловкость и стеснение при общении с незнакомыми людьми. Но ему это кажется нормальным, а стеснительность своего ребенка мама (а чаще — папа) считают дефектом.

В чем-то взрослые в этой ситуации правы. Болезненная застенчивость — это уже патология. Страдающие ею дети закатывают по утрам настоящие истерики в попытке избежать посещения школы или детского сада. Их пугает общение не только с незнакомцами, но даже с родными — например, с бабушкой и дедушкой. А уж при разговоре с незнакомым человеком малыш буквально теряет дар речи, его трясет, кожа краснее или бледнее.

Патологическая стеснительность мешает не только общаться. Она становится препятствием для учебы, для развития. Ребенок не участвует в учебных занятиях, отказывается отвечать педагогу. У него вызывает ужас участие в любом творчестве — например, в выступлениях перед публикой. На сцене его буквально парализует, хотя дома, в знакомой обстановке, малыш прекрасно поет, танцует и рассказывает стихи.

Такое поведение вызывает насмешки других детей и недовольство педагогов, которым такой тихоня портит статистику. В итоге проблема усугубляется. Уже начинаются серьезные поведенческие проблемы, проблемы с учебой, низкая успеваемость.

Чем старше возраст, тем сложнее становится их преодолевать. То, что начиналось с милой застенчивости, превращается в тяжелые комплексы, чревато одиночеством в зрелом возрасте, становится препятствием при собеседованиях в поиске работы. А начинать бороться с этим следует с преодоление первопричины детской стеснительности.

Как родители могут помочь

Родители должны с самого раннего возраста развивать социальные навыки своих малышей. Делать это нужно очень бережно, без ненужной спешки, без агрессии и давления. Чтобы восстановить их самооценку и подтолкнуть в нужном направлении, психологи советуют действовать с любовью и осторожностью.

  • Не давите, не вынуждайте ребенка общаться вопреки его желанию. Давление вызывает ответную реакцию — уход в себя.
  • Не записывайте сына или дочку в секцию, кружок, на дополнительные занятия вопреки их желанию. Даже если родители руководствуются благими намерениями, результаты их не порадуют. И при этом никогда не отказывайте, если дети сами изъявили желание чем-то заняться, даже если лично вам это кажется скучным, непрестижным, неинтересным.
  • Не создавайте собственными действиями стрессовых ситуаций. Если в надежде привить навыки общения вы приведете ребенка в незнакомое место и оставите его там с незнакомыми людьми, это будет тяжелейшим стрессом. Кроме усиления детской застенчивости, вы получите еще и недоверие лично к вам. Ведь вы обманули его доверие, бросили в пугающем месте с чужими людьми.
  • Не выговаривайте ребенку (особенно в присутствии других людей), если он ведет себя не так, как вам хотелось бы — молчит, прячется за вашу спину, путается в словах, забывает песенку или стихи. Не показывайте, что вам стыдно за него, но в то же время не оправдывайте его поведение, не поощряйте. Это может сформировать устойчивую модель поведения, которую ребенок не захочет преодолевать в дальнейшем.
  • Поощряйте любые контакты с окружающими. Для начала достаточно, если ребенок будет здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста» незнакомым людям. Даже если его ответы короткие, односложные, то это серьезное продвижение вперед.
  • Почаще хвалите своих детей, если они сами предпринимают какие-то шаги к общению и самостоятельности. Поощряйте их в этом, что позволит поднять детскую самооценку.

Но стеснительность может быть просто чертой характера вашего ребенка. Если при этом он жизнерадостный и дружелюбный, любит узнавать что-то новое, то задача родителей — просто помочь развить общительность. Если же застенчивость приобретает патологический характер и переходит в боязнь общения с людьми, то лучше обратиться за помощью к психологу.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Самостоятельно малыш с этой задачей не справится. И в будущем маленькая проблема может перерасти в большую трагедию. Что делать родителям?

  1. Хвалите. Подбадривайте и поощряйте ребенка словесно: «У тебя все получится!», «Ты у меня такой умница!», «Я горжусь тобой!».  Делайте это как можно чаще. Когда малыш чувствует поддержку любящих родителей, это придает уверенности.
  2. Демонстрируйте, насколько он важен. Спрашивайте мнение ребенка по тому или иному вопросу. При выборе одежды, каких-либо покупок для дома, сюрприза для папы, бабушки. Пусть малыш чувствует, что с ним считаются, что его мнение важно. Таким образом растет детская самооценка.
  3. Покажите, что взрослые тоже ошибаются. И в этом нет ничего страшного. Родительский авторитет имеет большое значение для малыша. Видя, что даже взрослые совершают промахи, ребенок будет иначе относиться к собственным неудачам. Учите его не зацикливаться на ошибках, а стараться их исправлять.
  4. Тренируйтесь играючи. Дети примеряют социальные роли через игру. Оттачивайте навыки взаимодействия с социумом в сюжетных играх: «В гости», «В поликлинике», «Автобус», «Игрушки идут в детский сад». Ребенок без страха и тревоги может попробовать себя в любом образе. Здесь можно порепетировать употребление вежливых слов, как правильно знакомиться, правилам поведения в общественных местах и другое.
  5. Давайте поручения. Несложные задания, которые малыш может выполнить самостоятельно. Начните с самых простых: дать денежку продавцу на кассе, передать вещь взрослому, помочь собрать необходимые продукты в магазине. И обязательно похвалите.
  6. Посещайте людные места. Находясь в местах скопления детей, ребенок привыкает находиться в обществе. К тому же он видит образцы поведения других малышей: как общаются, знакомятся, взаимодействуют. Не нужно настаивать играть с детьми, пусть наблюдает. Со временем ему самому станет интересно попробовать. Но бывать в таких местах нужно часто.
  7. Приглашайте детей в гости. Ребенок увереннее себя чувствует на своей территории. Тут он хозяин, здесь ему все знакомо. Малышу легче решиться на контакт с людьми в окружении знакомой обстановки и игрушек.

Как помочь ребенку?

Робкого, скромного ребенка легко ранить. Он закрывается от окружающих, но все слышит и понимает. Иногда близкие и родные сами того не осознавая провоцируют застенчивое его поведение.

  1. Стремление переделать ребенка. Взрослые специально создают ситуации, которой малыш боится больше всего. Акцентируют внимание на проблеме, обсуждают вслух, просят рассказать стишок на публику. Для застенчивого крохи это стресс. Эффект будет противоположный ожидаемому. Ребенок еще больше закроется и перестанет доверять родителям.
  2. Не обращают внимание. «Он у нас такой!» или «Подрастет, сам изменится!». Игнорировать — тоже ошибка. Ситуация сама не поменяется. Это перерастет в комплекс, с которым он самостоятельно справиться не сможет. Малыш может на всю жизнь остаться застенчивым, одиноким и несчастным.
  3. Ожидание быстрого эффекта. Даже соблюдая все правила и предосторожности, не ждите быстрого результата. Ребенку нужно время. В каждом конкретном случае индивидуально. Не стоит форсировать события. Создавайте условия, поощряйте малейшие достижения и его первые самостоятельные попытки. Будьте ребенку другом!
  • Критиковать.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Стыдить прилюдно.
  • Зацикливать внимание на проблеме.

Многие комплексы людей уходят корнями в детство. Поэтому на плечи родителей ложится ответственность за своевременную помощь маленькому близкому человеку. Чем раньше взрослый обратит внимание и поможет малышу, тем легче и быстрее ребенок перешагнет «застенчивый» этап развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ntchina.ru
Adblock
detector