Умственная отсталость у детей — основные признаки и классификация

Общие сведения об умственной отсталости

Умственная отсталость широко распространена в мире: по разным оценкам, 1-3% населения планеты имеют ту или иную степень заболевания.

Легкая степень умственной отсталости встречается наиболее часто и составляет 75-85% от всех случаев, умеренная, тяжелая и глубокая степени встречаются намного реже.

У мальчиков интеллектуальные нарушения встречаются в два раза чаще, чем у девочек.

Недуг затруднительно выявить в дошкольном возрасте, поскольку критерии определения состояния интеллекта не подходят для этого возрастного периода, но, если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, первые признаки можно заметить и в раннем возрасте.

Обычно патологию выявляют, когда ребенок поступает в школу, где выясняется, что он не способен в полной мере усвоить программу. В отдельных случаях легкие степени обнаруживаются позднее: в подростковом и взрослом возрасте.

При своевременном начале коррекционной работы большинство детей с этой патологией получают базовые знания и навыки, которых достаточно для относительной адаптации в обществе.

Но дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости практически не способны овладеть какими-либо навыками и полностью зависят от родственников.

Специфика умственной отсталости

Признаки умственной отсталости отражаются в непосредственно интеллектуальных особенностях и, во многих случаях, — анатомическом строении тела, его отдельных участков. Лечения умственной отсталости у детей не существует, но возможна коррекция состояния. Она связана с общими усилиями по воспитанию, привитию каких-то навыков, особому образованию, направленному на адаптацию в социуме.

Особенно важно это, если проявляется легкая умственная отсталость у детей, которую ранее называли стадией дебильности. В будущем такие дети могут найти какую-то, не требующую серьёзного приложения интеллектуальных усилий, работу, завести семьи, быть полноценными членами общества. А это значит, что развитие и обучение им просто необходимы.

Умственная отсталость у детей - основные признаки и классификация

Следует исходить из наличия четырёх основных степеней слабоумия. Основными критериями соотношения состояния и степени является психический возраст и уровень IQ.

  • Лёгкая – IQ 50-60, 9-12 лет.
  • Умеренная – IQ 35-49, 6-9 лет.
  • Тяжёлая — IQ 20-34, 3-6 лет.
  • Глубокая — IQ до 20, психический возраст до 3 лет.

Что такое психический возраст? Это возможность восприятия, формирования оценок информации, поведенческие факторы. Все основные особенности личностного самовыражения. Как видим, умственная отсталость не позволит психическому возрасту стать выше 12 лет. Человеку будет 20, 30, 60, а он так и будет воспринимать мир на уровне ребёнка 12 лет.

И это далеко не самое страшное. Такое состояние позволит ему найти работу, друзей, вторую половинку. Беда лишь в том, что мир вокруг далёк от идеала. Поэтому люди с умственной отсталостью легко попадают в самые разные беды. Они очень серьёзно поддаются внушению, могут стать жертвами обмана, втянуться в криминальную среду.

Кроме этого существует высокий риск возникновения алкоголизма. И это умственная отсталость легкой степени. Умеренная и тяжёлая соответствует тому, что ранее называлось нерезко выраженной и выраженной имбецильностью. Здесь уже можно вести речь о пожизненной инвалидности серьёзной группы. Если умеренная УО ещё позволяет людям хотя бы совершать самые примитивные и простые действия по самообслуживанию, то выраженная уже не позволяет.

Общим является только то, что какие-то факторы повлияли на состояние ЦНС. Степень воздействия, его особенности и отражение на определённых участках головного мозга создают различные картины.

Только в самых тяжелых формах умственная отсталость требует постоянного нахождения на стационарном лечении, а вот более легкие степени обычно предусматривают только периодическое прохождение стационарных курсов, да и то при наличии обострений.

Для того чтобы более полно раскрыть возможности ребенка-олигофрена, применяются как специальные медикаменты, так и особое обучение – адаптированные учебники и упражнения.

Как правило, медикаментозное лечение имеет ярко выраженный симптоматический характер.

Сами по себе медикаменты практически не дают полноценного эффекта, поэтому необходима продуманная и слаженная работа многих специалистов – логопеда, психолога, специальных педагогов. Для обучения используются нестандартные методы – например, коррекционные дидактические игры и особые пиктограммы.

Важную функцию выполняют игровые упражнения, позволяющие дополнительно стимулировать развитие нервной системы и отрабатывать моторику. Рекомендации профессионалов зачастую включают также повышенное внимание к прекрасному – в частности, доказано положительное влияние музыки на олигофренов, поскольку она подталкивает к умственной деятельности, провоцируя развитие, и способствует увеличению интереса к окружающему миру.

Причины умственной отсталости у детей

Полный и детальный список стал бы достаточно большим справочником, возможно — в несколько томов. Это всё то, что каким-то образом может повлиять на плод и его развитие в утробе, как и на развитие младенца. В настоящее время к причинам олигофрении относят ещё и социальные, когда здоровый ребёнок не получает внимания взрослых, или получает его не в виде любви и заботы, но в качестве агрессии.

Тем не менее, какие же можно назвать наиболее характерные причины умственной отсталости у детей?

  • Генетические. В таком случае УО вызывается генными или хромосомными аномалиями, предаётся с генетическим материалом от родителей к ребёнку. Существуют несколько синдромов, которые связаны с наследственностью.
  • Инфекционные. Причины возникновения умственной отсталости связаны с инфекционными болезнями матери, которые повлияли на плод.
  • Токсические и опьяняющие вещества, лекарственные средства. Другими словами, любые вещества, химические соединения, которые повлияли на развитие плода. Имеется в виду в первую очередь формирование нервной системы.
  • Облучение матери. Признаки слабоумия у новорожденных могут появиться даже в силу того, что беременная слишком часто проходила рентгеноскопические исследования.
  • Травмы, физическое воздействие. К таким относятся родовые, приведшие к повреждению ЦНС. Но не следует исключать и физическое травмирование плода в момент беременности.

Довольно часто умственная отсталость передается по наследству

Часто причины представляют собой сложный комплексы. К примеру, причиной умственной отсталости может быть гипотиреоз, недостаточный уровень гормонов щитовидной железы. При этом у гипотиреоза тоже имеются какие-то свои причины возникновения. Ими могут стать гипоплазии щитовидной железы или её полное отсутствие, эндемический зоб у матери, который имелся во время беременности, наследственные факторы и просто дефицит йода и селена, без которых невозможна выработка тиреоидных гормонов.

В большей части случаев конкретную причину установить не получается. Существуют чёткие синдромы, которые диагностируются по вполне закономерным критериям. Такими являются болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера и ряд других. Они происходят в силу хромосомных аномалий. Отметим о том, что даже достаточно хорошее изучение причины возникновения синдрома Дауна не даёт ответ на вопрос о том, как этого можно было бы избежать.

Классификация умственной отсталости, как психологического заболевания происходит в следующих случаях:

  • при наличии низкого уровня интеллектуальной активности, определяемого шкалой Айзенка;
  • при наличии сложностей в социальной жизни человека, проявляемых более чем в трех направлениях жизнедеятельности.

Исходя из этого можно понять, что низкий уровень интеллектуального развития и социальная дезориентация являются первичными признаками умственной отсталости личности.

https://www.youtube.com/watch?v=vPyzzGHTGC8

Разнообразные изменения генетического набора человека обуславливают более половины всех патологий умственной отсталости. Генетические мутации бывают на уровне ген и на уровне хромосом. Одной из самых распространённых форм хромосомной мутации человека является болезнь Дауна. Даунизм относится к олигофренной форме умственной отсталости.

Одной из экзогенных причин возникновения заболевания, фиксируемой медиками, является нейроинфекция. К более редким причинам появления болезни можно отнести различные травмы головного мозга и сильные интоксикации организма.

Виды умственной отсталости классифицируются по уровню выраженности заболевания и подразделяются на:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм;
  • олигофрения.

Степень, разновидность и форма умственной отсталости имеют прямую взаимосвязь. Например, легкая умственная отсталость характерна для дебилизма. К проявлениям дебилизма относят: незначительную недоразвитость психики, неспособность широко мыслить, примитивность мышления и т.д. Умственная отсталость легкой степени может быть как врожденная, так и приобретенная в период первых лет жизни человека.

Основные причины возникновения умственной отсталости:

  1. Причины появления отклоненийГенетические нарушения. В момент, когда совершается зачатие, может возникнуть спонтанная мутация, вероятность возникновения которой увеличивается, если родители злоупотребляют спиртным, имеют наркотическую зависимость, генетические аномалии, работают в сферах, где необходимо взаимодействовать с радиацией либо с токсическими веществами. Многие генетические нарушения сопровождаются отклонениями в когнитивных функциях.
  2. Инфекционные заболевания, перенесенные в период вынашивания, включая герпес, цитомегаловирус, краснуху, гонорею, сифилис, корь, ветряную оспу. Эти заболевания способны значительно повлиять на развитие плода и нарушить формирование мозга. В этих случаях умственная отсталость может сочетаться с другими нарушениями, например с детским церебральным параличом.
  3. Химическое или радиационное воздействие во время беременности. При этом не исключается отсроченное воздействие: женщины, получившие высокую дозу радиации, могут родить ребенка с нарушениями, так как радиация сохраняется в теле длительное время.
  4. Сильная недоношенность. Дети, появившиеся на свет значительно раньше положенного срока, часто страдают различными нарушениями, включая олигофрению. Недоношенность редко приводит к возникновению умеренных и тяжелых форм умственной отсталости.
  5. Выраженный дефицит йода в организме матери. Йод влияет на процессы формирования мозга, поэтому матери необходимо питаться полноценно при беременности.
  6. Различные нарушения при вынашивании (резус-конфликт, тяжелый токсикоз, гипоксия и другие). Мозг — самая уязвимая часть тела: даже кратковременная нехватка кислорода способна привести к непоправимым изменениям.
  7. Родовые травмы. Даже при благополучном течении беременности существует риск возникновения осложнений при родах, поэтому беременным женщинам следует прислушиваться к рекомендациям лечащего врача: лучше провести кесарево сечение, если для него есть показания, чем рожать естественным путем, увеличивая вероятность возникновения серьезных отклонений у ребенка.
  8. Причины появления патологииЧерепно-мозговые повреждения и нейроинфекции в первые недели жизни. К нейроинфекциям относятся менингит и энцефалит. Также к умственной отсталости могут привести абсцессы, отеки мозга и другие поражения.
  9. Гидроцефалия. Детям с этим заболеванием необходимо провести оперативное вмешательство как можно быстрее, чтобы оно не привело к серьезным нарушениям в работе мозга.
  10. Социально-педагогическая запущенность. Встречается в крайне неблагополучных семьях, где родители имеют алкогольную либо наркотическую зависимость. Также есть случаи, когда родители и без зависимостей игнорировали детей либо специально над ними издевались: привязывали, запирали, запрещали разговаривать, избивали. Обычно у подобных родителей в анамнезе есть серьезные психические отклонения.

Если ребенок до шести-семи лет не усвоит хотя бы один язык, в дальнейшем он также не сможет его усвоить в достаточной мере и не адаптируется.

Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики. Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности.

Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

  1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
  2. Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
  3. Сильная недоношенность плода;
  4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
  5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
  6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
  7. Умственная недостаточность неясной этиологии.

Причины умственной отсталости полностью не изучены. Факторы, которые приводят к нарушениям развития ребенка, действуют в период внутриутробного развития либо в первые месяцы жизни новорожденного.

Наиболее распространенные причины формирования умственной отсталости:

  • интоксикации во время беременности, например, употребление алкоголя или сильнодействующих лекарств;
  • заболевания краснухой, скарлатиной, гриппом во время беременности;
  • тяжелое форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
  • травмы при родах: сдавливание головы, быстрые, затяжные роды, наложение щипцов;
  • внутриутробное заражение токсоплазмозом;
  • наследственный фактор;
  • воспалительные процессы в мозге и оболочках у новорожденных;
  • нарушение белкового обмена, например, фенилкетонурия;
  • неблагополучная окружающая среда.

Наиболее частые причины рождения детей с умственной отсталостью – алкоголизм и наркомания у родителей, в особенности у матери. Также особую роль играют материальные условия в таких семьях. Даже если ребенок родился нормальным, недостаток питания в первые дни, а потом и на протяжении всего детства, ведет к формированию олигофрении.

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

Олигофрения может быть как врожденной, так и приобретенной в раннем детстве. Поскольку эта болезнь изучается специалистами уже очень давно, они успели установить конкретные причины развития патологии.

Особняком среди них стоит употребление алкоголя и наркотиков обоими родителями, в особенности матерью во время беременности. Из тех факторов, что сильно увеличивают вероятность развития олигофрении уже после рождения, больше всего выделяется недостаточное питание, отрицательно сказывающееся на формировании нервной системы и высшей психической деятельности.

Среди других распространенных факторов риска можно выделить следующие:

  • Употребление сильнодействующих лекарств, угнетающих развитие нервной системы как во время беременности, так и в детском возрасте.
  • Тяжелые инфекционные заболевания во время вынашивания плода – скарлатина, краснуха, грипп и так далее.
  • Неправильный обмен веществ в организме матери.
  • Родовые травмы головного мозга.
  • Случаи заболевания олигофренией в истории семьи.
  • Фенилкетонурия и другие патологии белкового обмена в организме родившегося ребенка.
  • Чрезмерная техногенная загрязненность окружающей среды.

Виды и типы умственной отсталости (классификация олигофрении по стадиям, степеням тяжести)

На сегодняшний день существует несколько классификаций умственной отсталости, которые используются врачами для постановки диагноза и подбора максимально эффективного лечения, а также для прогнозирования течения заболевания.

Классификация в зависимости от степени тяжести олигофрении позволяет оценить общее состояние пациента, а также выставить наиболее реалистичный и ожидаемый прогноз относительно его дальнейшей жизни и способности к обучению, спланировав при этом тактику лечения и обучения больного.

Умственная отсталость у детей - основные признаки и классификация

В зависимости от степени тяжести выделяют:

  • легкую умственную отсталость (дебильность);
  • умеренную умственную отсталость (слабо выраженную имбецильность);
  • тяжелую умственную отсталость (выраженную имбецильность);
  • глубокую умственную отсталость (идиотию).

Даная форма заболевания встречается более чем в 75% случаев. При легкой степени олигофрении наблюдаются минимальные нарушения умственных способностей и психического развития. Такие дети сохраняют способность к обучению (

). При правильных коррекционных программах они могут научиться общаться с окружающими, правильно вести себя в социуме, окончить школу (

) и даже обучиться несложным профессиям, при которых не нужны высокие интеллектуальные способности.

В то же время, для пациентов с дебильностью характерны нарушения памяти (они хуже запоминают новую информацию), нарушения концентрации внимания и расстройства мотивации. Они легко поддаются влиянию окружающих, а их психоэмоциональное состояние иногда развивается довольно слабо, в результате чего они не могут создать семью и завести детей.

Общие сведения и факты об умственной отсталости

У пациентов с умеренно выраженной олигофренией отмечается более глубокое нарушение речи, памяти и мыслительных способностей. При интенсивных занятиях они могут заучивать несколько сотен слов и правильно их использовать, однако формируют фразы и предложения со значительными трудностями.

Такие пациенты могут самостоятельно себя обслуживать и даже выполнять простую работу (например, подметать, стирать, переносить предметы из пункта А в пункт Б и так далее). В некоторых случаях они даже могут окончить 3 – 4 класса школы, научиться писать некоторые слова или считать. В то же время, неспособность рационально мыслить и приспосабливаться в социуме требует постоянного ухода за такими больными.

Характеризуется выраженными умственными расстройствами, в результате которых большинство пациентов теряют способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе. Больные дети практически не поддаются обучению, не могут писать или считать, их словарный запас не превышает нескольких десятков слов.

В то же время, пациенты с тяжелой формой олигофрении могут обучаться примитивным навыкам (употреблять пищу, пить воду, самостоятельно надевать и снимать одежду и так далее). Также у них могут наблюдаться простые эмоции – радость, страх, печаль или заинтересованность чем-либо (которая, однако, сохраняется лишь в течение нескольких секунд или минут).

Наиболее тяжелая форма олигофрении, при которой больной пациент не поддается никакому обучению, не может говорить или самостоятельно себя обслуживать. Общение с окружающим миром сводится к простым звукам (

), которыми пациент выражает свои простейшие эмоции. При отсутствии постоянного наблюдения и ухода больные могут погибнуть в течение нескольких суток, так как не способны самостоятельно принимать пищу и пить воду. Инстинкты самосохранения у них также притуплены, вследствие чего они могут по несколько раз хвататься за горячие предметы, падать в водоемы и попадать в другие угрожающие жизни ситуации.

Существует четыре степени умственной отсталости:

  1. Легкая. Ранее легкую степень называли дебильностью, но из-за стигматизирующей окраски большинство медицинских специалистов отказались от использования этого слова и других (имбецильность — умеренная олигофрения, идиотия — глубокая). Коэффициент интеллекта у детей с этой степенью составляет 50-69. Интеллектуальный возраст находится в пределах 9-12 лет. Это означает, что, повзрослев, дети останутся на этом возрастном уровне развития.
  2. Умеренная. Коэффициент интеллекта составляет 35-49, а интеллектуальный возраст — 6-9 лет. Чем выше коэффициент интеллекта, тем больше возможностей для обучения и адаптации ребенка в обществе.
  3. Классификация и степениТяжелая. Коэффициент интеллекта составляет 20-34, а интеллектуальный возраст — 3-6 лет. Адаптация таких детей практически невозможна, особенно если IQ находится в нижних границах.
  4. Глубокая. Коэффициент интеллекта — менее 20, интеллектуальный возраст — до 3 лет. Адаптация невозможна, дети полностью зависят от родителей и не способны выполнять даже простые задания.

Ранние классификации также включали пограничную олигофрению, при которой IQ составлял 68-85 баллов, но в более современных справочниках эта разновидность отсутствует.

Если у ребенка есть нарушения, которые затрудняют процесс проверки интеллекта (например глухота, слепота), доктора выставляют диагноз «другие формы олигофрении».

Очевидные признаки умственной отсталости у детей

Чем раньше будет обнаружена умственная отсталость у ребенка, тем лучше для него, ведь тогда специалисты смогут изначально правильно построить процесс обучения и максимально расширить возможности для нормального будущего маленького пациента. Тем не менее, тревожные признаки намного быстрее могли бы заметить те, кто в них обычно не очень ориентируется – родители.

Совершенно очевидно, что любой олигофрен отличается существенно сниженным интеллектом и неспособностью нормально адаптироваться в обществе, однако есть и другие характерные маркеры:

  • Регулярное немотивированное поведение. Олигофрен даже сам для себя не всегда может объяснить, почему он ведет себя странно. Ярким примером могут выступить как резкие смены настроения, так и неадекватно яркая (или блеклая) реакция на происходящее вокруг.
  • Подверженность внешнему внушению при формировании мнения. Поскольку мышление у олигофрена недоразвито, он не способен выстраивать сложные логические цепочки, и потому у него практически нет собственных умозаключений или выводов, а следовательно, и собственного мнения тоже нет. Вся информация, что у него есть, была получена извне, поэтому он вряд ли станет спорить с любой новой информацией, даже если здоровому человеку она покажется абсурдной. Единственное, в чем такой ребенок абсолютно уверен, так это в собственной правоте в любой ситуации.
  • Неспособность прогнозировать. Из-за неумения строить даже простые логические цепочки олигофрен не может предсказать действия окружающих даже в самых простых ситуациях. Этому еще больше способствует то, что умственно отсталый человек не умеет проводить аналогии, поэтому даже ранее приобретенный опыт он не использует, если ситуация тогда и сейчас отличается хотя бы чем-то.
  • Высокая импульсивность.
  • Плохая обучаемость. Даже самые простые навыки и умения привить больному ребенку очень тяжело. Он либо категорически не понимает того, что ему объясняют, либо слишком быстро забывает усвоенное, причем глобально.
  • Неспособность адаптироваться в коллективе. Причин данного явления может быть множество, в том числе никак не связанных с олигофренией, но если речь идет именно о ребенке с диагностированной умственной отсталостью, то одной из основных причин является то, что из-за своей плохой памяти малыш никогда не осваивается в коллективе. Окружение фактически каждый день снова оказывается незнакомым для него, ведь ему тяжело запомнить даже минимальную информацию о товарищах, начиная с имен и интересов. Олигофрен не умеет прогнозировать реакцию окружающих на свои действия, поэтому с легкостью обижает потенциальных друзей, хоть и делает это неосознанно. Острое неприятие даже обоснованной критики в свой адрес и проблемы с речью только увеличивают пропасть, тем более что дети по своей природе жестоки и запросто могут высмеять чудаковатого малыша.
  • Постоянное сбивание режима дня. Данный фактор также не обязательно указывает на олигофрению, однако у ребенка с умственной отсталостью это связано с тем, что он не запоминает порядок задач и процедур, которые нужно выполнить в течение дня. Он не может планировать собственный день, поэтому срывает запланированное расписание, если за ним не следить.
  • Неспособность эффективно учиться. Ребенок получает оценки куда худшие, нежели в среднем в его классе, не способен долгое время сидеть на одном месте, не отличается внимательностью и быстро устает.
  • Комплекс сопутствующих заболеваний, также спровоцированных нарушениями развития нервной системы: головные боли, судороги, нервный тик и паралич.

Без точной постановки диагноза, включая упоминание конкретной стадии, правильное лечение организовать невозможно. К диагностированию олигофрении необходимо отнестись очень ответственно, потому что данный диагноз ставится один раз на всю жизнь и никогда не пересматривается. Даже если ребенку удастся выработать правильную модель поведения в обществе, он все равно будет хоть немного отличаться от остальных, поэтому медики склонны считать такое заболевание неизлечимым, лишь хорошо маскируемым.

Первичное диагностирование умственной отсталости проводится методом объективной оценки интеллектуального уровня ребенка. Для этого применяются стандартизированные тесты для определения степени развития интеллекта в числовом выражении. Чаще всего для этих целей используется тест Векслера, а полученные результаты ребенка с подозрением на олигофрению сравнивают с результатами других, здоровых детей его возраста, на основании чего и может быть сделано положительное заключение.

Если два предыдущих метода рассчитаны на тех детей, что уже достигли определенного сознательного возраста, то есть и такие способы диагностики, что позволяют определить олигофрению у плода еще на этапе беременности. Подобная практика обычно рекомендуется (но не является обязательной) для беременных женщин старше 35 лет, поскольку доказано, что именно такие матери в среднем чаще сталкиваются с проблемой олигофрении у новорожденных.

Обычно специалисты анализируют ворсины хориона, а также исследуют амниоцентез, но есть и другие пути – в частности, обыкновенное УЗИ или анализ крови матери на содержание альфа-фетопротеина, а также скрининговое обследование. Такая диагностика не всегда гарантирует стопроцентный положительный результат, но может указывать на его высокую вероятность на том этапе, когда еще не поздно сделать аборт. В таком случае медики обычно рекомендуют прервать беременность, а потом повторно забеременеть, но уже под изначальным присмотром специалистов.

Дети с умственной отсталостью, как понятно из названия, характеризуются снижением интеллектуальной функции. В зависимости от уровня понижения интеллектуальной функции выделяют следующие степени умственной отсталости у детей: легкую степень, среднюю и тяжелую степени олигофрении.

Легкая форма носит также название дебильность и характеризуется уровнем IQ от 50 до 69. Пациенты с легкой формой олигофрении внешне практически ничем не отличаются от остальных людей. Такие дети часто испытывают трудности в процессе обучения вследствие пониженной способности к сосредоточению (концентрации) внимания.

Наряду с этим у детей с дебильностью  наблюдается наличие достаточно хорошего уровня памяти. Нередко дети, имеющие в анамнезе легкую степень дебильности, характеризуются расстройством поведения. Они довольно зависимы от значимых взрослых, смена обстановки у них вызывает страх. Нередко такие дети делаются нелюдимыми, замкнутыми.

Дети с умственной отсталостью легко внушаемы, вследствие чего притягивают к себе представителей криминалитета и часто становятся легкой жертвой обмана или безвольной игрушкой в их руках. Почти все дети, относящиеся к группе индивидов с легкой формой проявления умственной отсталости, осознают собственное отличие от окружающих и стремятся скрыть от других свое заболевание.

Средняя степень олигофрении носит также название имбецильность и характеризуется уровнем IQ от 35 до 49. Пациенты со средней формой способны чувствовать привязанности, отграничивать похвалу от наказания, они могут быть обучены примитивным навыкам самообслуживания, в редких случаях, даже простейшему счету, чтению и письму. Однако проживать самостоятельно они не в состоянии, им необходим постоянный контроль и особый уход.

Тяжелая степень олигофрении имеет также название идиотия и характеризуется уровнем IQ ниже 34. Такие пациенты практически необучаемые. Им свойственны серьезные дефекты речи, движения их неповоротливы и нецеленаправленны. Эмоции детей, страдающих идиотией, ограничены примитивными проявлениями удовольствия или неудовольствия.

Уровень IQ является важным критерием оценки детской умственной отсталости, однако он далеко не единственный. Также существуют люди, имеющие низкий уровень IQ, но признаков умственной отсталости у них не наблюдается. Кроме уровня IQ оценивают бытовые умения пациентов, общее состояние психики, степень социальной адаптации, заболевания в анамнезе.

Диагноз умственной отсталости можно поставить только при наличии совокупности признаков.

В младенческом или более старшем возрастном периоде умственная отсталость может выражаться в виде задержки развития малыша. Олигофрению может выявить психиатр при своевременном его посещении. В дошкольных организациях у детей с наличием умственной отсталости в анамнезе часто возникают адаптационные проблемы в коллективе, им тяжело подчиняться распорядку дня, выполнять задания, которые нередко оказываются чересчур сложными для понимания больных детей.

В школьном возрастном периоде родителей может насторожить высокая степень невнимательности ребенка и его неусидчивость, плохое поведение, повышенная утомляемость и неуспеваемость. Также умственная отсталость нередко характеризуется различными неврологическими отклонениями, такими как тики, судорожные припадки, частичные параличи конечностей, боли в области головы.

Умственная отсталость у детей - основные признаки и классификация

Согласно современной международной классификации болезней в некоторых источниках авторы выделяют сегодня 4 степени умственной отсталости у детей, в которых первая степень представлена дебильностью (IQ от 50 до 69), вторая степень представлена умеренной имбецильностью (IQ от 35 до 49), третья – тяжелой формой имбецильности (IQ от 20 до 34), а четвертая – глубокой формой олигофрении идиотией (IQ ниже 20).

  • Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
  • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
  • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
  • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
  • Судорожные припадки.
  • Отсутствие попыток ползать и садиться.
  • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
  • Явления самоповреждения.
  • Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
  • Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
  • Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
  • Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.
  • нарушение мышления;
  • нарушение концентрации внимания;
  • нарушения познавательной деятельности;
  • нарушения речи;
  • проблемы в общении;
  • нарушения зрения;
  • нарушения слуха;
  • нарушения сенсорного развития;
  • нарушения памяти;
  • двигательные нарушения (нарушения моторики);
  • нарушения психических функций;
  • нарушения поведения;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы.
  • Нарушением восприятия информации. При легкой степени заболевания восприятие информации (зрительной, письменной или речевой) происходит гораздо медленнее, чем в норме. Также ребенку нужно больше времени для «осмысливания» полученных данных. При умеренной олигофрении данное явление еще более выражено. Даже если ребенок может воспринимать какую-либо информацию, он не может анализировать ее, вследствие чего способность к самостоятельной деятельности у него ограничена. При тяжелой олигофрении часто наблюдается поражение чувствительных органов (глаз, уха). Такие дети не могут воспринимать определенную информацию вообще. Если же эти органы чувств работают, воспринимаемые ребенком данные не анализируются им. Он может не различать цвета, не узнавать предметы по их очертаниям, не различать голоса близких и чужих людей и так далее.
  • Неспособностью к обобщению. Дети не могут выявить связь между схожими предметами, не могут делать выводы из полученных данных или выделять мелкие детали в каком-либо общем потоке информации. При легкой форме заболевания это выражено незначительно, в то время как при умеренной олигофрении дети с трудом учатся раскладывать одежду по группам, выделять животных среди набора картинок и так далее. При тяжелой форме заболевания способность как-либо связывать предметы или ассоциировать их между собой может вовсе отсутствовать.
  • Нарушением абстрактного мышления. Все услышанное или увиденное дети понимают буквально. Они не обладают чувством юмора, не могут понимать смысл «крылатых» выражений, пословиц или сарказма.
  • Нарушением последовательности мышления. Наиболее выражено это при попытке выполнить какое-либо задание, состоящие из нескольких этапов (например, достать чашку из шкафа, поставить ее на стол и налить в нее воды из кувшина). Для ребенка с тяжелой формой олигофрении данная задача будет невыполнима (он может брать чашку, ставить ее на место, несколько раз подходить к кувшину и брать его в руки, однако связать данные предметы он не сможет). В то же время, при умеренных и легких формах заболевания интенсивные и регулярные обучающие занятия могут способствовать развитию последовательного мышления, что позволит детям выполнять простые и даже более сложные задачи.
  • Замедленным мышлением. Чтобы ответить на простейший вопрос (например, сколько ему лет), ребенок с легкой формой заболевания может думать над ответом в течение нескольких десятков секунд, однако в конечном итоге обычно дает правильный ответ. При умеренно выраженной олигофрении ребенок также будет думать над вопросом очень долго, однако ответ может быть бессмысленным, не связанным с вопросом. При тяжелой форме заболевания ответ от ребенка можно не получить вовсе.
  • Неспособностью мыслить критично. Дети не отдают себе отчета в своих действиях, не могут оценивать важность своих поступков и их возможные последствия.
  • От аутизма.Аутизм – заболевание, возникающее в результате недоразвития определенных структур головного мозга. Люди с аутизмом замкнуты, не любят общаться с окружающими и внешне могут походить на умственно отсталых пациентов. В то же время, в отличие от олигофрении, при аутизме не наблюдается каких-либо выраженных нарушений мыслительных процессов. Более того, люди с аутизмом могут обладать весьма обширными познаниями в различных областях науки. Другой отличительной особенностью является способность концентрировать внимание. При олигофрении дети не могут подолгу заниматься одним и тем же делом (у них отмечается повышенная отвлекаемость), в то время как аутисты могут часами сидеть на одном и том же месте, повторяя одно и то же действие.
  • От деменции.Деменция также характеризуется нарушением мыслительных процессов и утратой всех навыков и умений, приобретенных в течение жизни. В отличие от олигофрении, деменция не развивается в раннем детском возрасте. Основным отличительным признаком является то, что при умственной отсталости ребенок не может приобретать новые знания и навыки из-за поражения головного мозга. При деменции же ранее здоровый (в умственном и психоэмоциональном плане) человек начинает терять уже имевшиеся у него навыки и забывать информацию, которую он когда-то знал.
  • От ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости). ЗПР характеризуется недостаточно развитым мышлением, вниманием и эмоционально-волевой сферой у детей дошкольного возраста (до 6 лет включительно). Причинами этого могут быть неблагоприятные обстоятельства в семье, недостаток внимания со стороны родителей, социальная изолированность (недостаток общения со сверстниками), психоэмоциональные травмы и переживания в раннем детском возрасте, реже – незначительные органические поражения голоного мозга. Ребенок при этом сохраняет способность к обучению и получению новой информации, однако мыслительные функции у него развиты слабее, чем у его сверстников. Важным диагностическим критерием является тот факт, что ЗПР должна полностью пройти к моменту поступления в первый класс школы. Если же после 7 – 8 лет жизни у ребенка остаются признаки нарушения мышления, говорят не о задержке психического развития, а об олигофрении (умственной отсталости).
  • Для ребёнка окажется слишком трудной программа обучения, которую легко воспринимает большинство его сверстников.
  • У него слишком медленный процесс понимания. Над условием задачи обычные дети не думают как над таковым. «У Пети три яблока. Вася дал ему пять яблок. Сколько стало яблок у Пети?» Дети сразу начинают складывать, а ребёнок с умственной отсталостью пытается осмыслить сам факт того, что нужно сложить яблоки Пети и Васи.
  • Такая же трудность может вызывать усвоение объясняемого материала. Возникает эффект, который по-народному называют «в одно ухо в летело, из другого вылетело». УО связана с серьёзными проблемами с оперативной памятью и концентрацией внимания.
  • В МКБ существует деление на диагнозы, которые завершаются словами «нарушение поведения, требующее ухода и лечения». Отклонения в поведении просто невозможно будет не заметить.
  • I степень – дебильность. Составляет подавляющие 75% от общего количества случаев умственной отсталости у детей;
  • II степень – имбецильность. Около 20%;
  • III степень – идиотия. 5% от общего числа расстройств.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

В основном они связаны с преобладанием конкретики, а само мышление ориентировано на объекты. Поэтому время такие дети воспринимают в качестве стрелок часов, а температуру тела в виде размера столбика ртути. Так же им свойственно выхватывание из всего массива информации только того, что им достаточно для возникновения примитивного понимания.

При этом ситуация поддаётся контролю. Автор этого текста имел возможность наблюдать реакцию юноши, который окончил специальную школу и устроился работать на стройку в Московской области. Войдя в метро он выглядел немного растерянным, но не более, чем любой провинциал, который не так часто оказывается в Москве.

А вот необходимость приобрести карту оплаты поставила его в тупик. Он стал в очередь просто по той причине, что заметил: большая часть входящих туда становится. Но что делать дальше он не знал, а вопрос «На сколько поездок?» окончательно выбил его из колеи. От растерянности он стал выкладывать все деньги, которые у него были.

https://www.youtube.com/watch?v=EuNr-U6WDsM

Однако сотрудник метрополитена оказалась добросовестной и не стала продавать парню лишние карты. Она продала ему карту-талон только на одну поездку. Он забрал оставшиеся деньги, подошёл к турникету и легко воспользовался талоном. Почему? Трудности вызвали попытки понять то, что не просто за проезд нужно заплатить, а купить что-то и как-то использовать.

Если вопрос о том, как определить умственную отсталость у ребенка задают родители, то это не совсем понятно. Наличие таковой в действительности определит само себя.

Скрыть умственную отсталость у ребенка не получится: рано или поздно она себя проявит

Умственная отсталость в некоторой затрагивает все функции психики ребенка, в особенности познавательную сферу. Ребенок с диагнозом олигофрения испытывает трудности с запоминанием слов, не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое. Отмечается скудность речи, слова используются некорректно, реплики неразвернутые, фразы и предложения произносятся с ошибками. Недоразвитие высших эмоций мешает ребенку строить социальные контакты.

Восприятие

Особенности формирования восприятия у детей с умственной отсталостью характеризуются замедленным темпом и множеством дефектов. Сужается и замедляется зрительное восприятие, ребенок не может установить связи между объектами, не различает выражений лица, не видит светотени, не воспринимает предмет, если он частично скрыт другим предметом, не различает похожие предметы – кошку путает с белкой, компас с часами, предметы классифицирует по роду, а не виду.

В особенности нарушено развитие осязательного восприятия – при попытке распознать объемный предмет путем ощупывания, результат получается значительно ниже нормы. Мышечные ощущения недифференцированные, поэтому определить руками, какой предмет тяжелее или легче дети с олигофренией не способны. Имеются нарушения кинестетического восприятия.

Ребенок плохо ориентируется в пространстве, нарушена координация движений, что в дальнейшем затрудняет трудовое обучение ребенка. Тяжелые виды умственной отсталости полностью исключают трудовую деятельность.

Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются бедностью, недостаточной плавностью, в особенности жестикуляция и мимика, мелкие движения, мелкая моторика пальцев.

Память

Особенности нарушения памяти при умственной отсталости заключается в неспособности ребенка быстро запомнить новое. Запоминание происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что ребенок даже не успевает воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводит неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном ребенок запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания.

Больше всего нарушается развитие логического опосредованного запоминания, в то время как механическая память формируется и хорошо сохраняется. Сложнее всего ребенку вспомнить внутренние логические связи и обобщенные словесные объяснения.

Внимание

При умственной отсталости наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает ребенку осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание – важная причина нарушений мыслительного процесса. Дети с трудом воспринимают словесные инструкции, деятельность становится непродуктивной.

Сложно вырабатывается непроизвольное внимание. Неустойчивое внимание связано с дисбалансом функций возбуждения-торможения. Один из процессов всегда преобладает над другим. Произвольное внимание теряет целенаправленность, стойкость. Ребенок быстро теряет интерес, отвлекается, чтобы зафиксировать внимание ему приходится прилагать большие усилия.

Мышление

Мышление детей отличается сильным недоразвитием. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность – все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление умственно-отсталых детей характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием.

Обучение ребенка с олигофренией – нелегкая задача. Он плохо усваивает материал, правила и понятия, заучивает все наизусть, не улавливая смысла, полученные знания на практике применить не может.

Дети с умственной отсталостью не способны размышлять, оценивать свою мыслительную деятельность, взвешивать аргументы за и против, поэтому коррекция ошибок вызывает трудности, а результатов работы они предвидеть неспособны. Мышление отличается не критичностью – умственно-отсталые дети всегда уверены, что предполагают и поступают правильно, даже если это не так.

Конкретное мышление олигофренов ограничено узким кругом функций, необходимых для обеспечения элементарных потребностей. Отличается не критичностью, непоследовательностью, стереотипностью.

У 80% больных олигофренией детей отмечается ограниченная речь. Речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, заиканием. Речь лишена выразительности, вследствие недоразвития высших психических функций.

У таких детей всегда возникают коммуникативные проблемы, нормальное общение недоступно. Также общение может затрудняться нарушениями фонематического слуха.

Ребенок плохо различает звуки, слова воспринимает нечетко, произнося слова, заменяет звуки. Интенсивное обучение дает возможность детям с умственной отсталостью наладить более менее нормальное общение с окружающими, но речь продолжает развиваться слишком медленно, оказывая влияние на общее развитие психики ребенка.

Поведение

Поведение детей отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.

Умственно-отсталые дети воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие.

Поведение детей насыщено болезненными проявлениями чувств. Одни проявляют малодушие и чрезмерную раздражительность, другие страдают дисфорией. Иногда наблюдаются без причины повышенное настроение, или наоборот, апатия.

Даже если ребенок с олигофренией вырабатывает нормальное поведение, удовлетворительно усваивает школьную программу, его роль в обществе остается ограниченной. Им удается закончить ПТУ, устроиться на простейшую работу строителем, швеей, кондуктором.

Умственная отсталость (синонимы: малоумие, олигофрения) – сложное психопатологическое состояние, характеризующееся невозможным развитием интеллекта и связанных с ним качеств жизнедеятельности человека по причине ограничений развития или функционирования центральной нервной системы, чаще – головного мозга.

Многие современные источники не причисляют особенности детей с умственной отсталостью к группе психопатологических состояний, выделяя место данной патологии в комплексе специфического состояния, которое определяет четкий предел интеллектуальных возможностей. Другими словами, развитие умственных способностей у ребенка не может преодолеть физиологическую границу, данную ему при рождении.

Учитывая подобные условия, а также – неизлечимость заболевания, обеспечить умственно отсталому ребенку качества физиологически здорового интеллекта, к сожалению, невозможно.

Кроме определенного порога разума, для детей-олигофренов крайне сложно организовать обучение и социальную адаптацию, что достигается только специальной системой образования и психотерапии, с обязательным включением в данный процесс родителей.

Подходы в лечении

Медикаментозное лечение при умственной отсталости не показывает значительной эффективности (ключевое значение в любом случае имеет педагогическая работа), но при этом назначается часто и включает в себя:

  1. Ноотропы. Улучшают кровообращение в тканях мозга, стимулируют познавательную активность, уменьшают апатичность. Примеры: Пирацетам, Кортексин.
  2. Витамины и минералы. Имеют общеукрепляющее действие. Комбинации подбираются в зависимости от особенностей состояния ребенка. Часто назначается йод, кальций, магний.
  3. Транквилизаторы и седативные средства (по показаниям). Назначаются, если ребенок плохо спит, тревожен (что не редкость при олигофрении), агрессивен. Примеры: Диазепам, отвары лечебных трав (ромашка, мята, мелисса, пустырник, валериана), Ново-Пассит.
  4. Диуретики (если присутствует повышенное внутричерепное давление). Примеры: магнезия, Фуросемид.

В случае необходимости доктора назначают дополнительные медикаментозные средства.

Дети обучаются в коррекционных учебных заведениях, где учитываются их индивидуальные особенности.

Программу они усваивают медленнее и не полностью, но получают возможность приобрести навыки, которые позволят им в будущем заботиться о себе самостоятельно. Также ведется работа с коррекционными психологами и логопедами.

Умственная отсталость у детей - основные признаки и классификация

По мере взросления дети запоминают простые навыки. Чем выше коэффициент интеллекта, тем более сложную работу они смогут выполнять в будущем.

Чтобы улучшить координацию и укрепить мышечную систему, дети регулярно выполняют комплексы лечебной гимнастики и упражнения для развития мелкой моторики (расстегивание пуговиц, молний, перекладывание игрушек, завязывание узелков).

Воспитание детей с этим нарушением предполагает прививание базовых нравственных норм, правил поведения, предоставляет образы-штампы, которые позволят детям принимать правильные с моральной точки зрения решения. Дети учатся различать добро и зло, лучше контролируют эмоции.

При воспитании педагог не должен кричать на детей, использовать оскорбления: неадекватный воспитатель вряд ли сможет дать многое тем, кого воспитывает.

Если умственная отсталость сопровождается соматическими заболеваниями, как в случае с тяжелыми формами олигофрении, то лечение будет проводиться в условиях стационара. Коррекция проблем интеллектуальной сферы проходят с использованием медикаментозной терапии, также будет проводиться специальное обучение, в ходе которого осуществляется адаптация ребенка к социальной сфере и реабилитация.

Препараты

Конкретные препараты для лечения олигофрении назначаются индивидуально. Применяют ноотропы, стимуляторы нервной системы, витамины, противосудорожные препараты. Определив причины заболевания, доктор может прописать дополнительно йодсодержащие и гормональные препараты. Если поведение ребенка неадекватное, назначают нейролептики и транквилизаторы.

Успешное лечение требует комплексного воздействия, поэтому прием препаратов дополняет коррекция речи, индивидуальное воспитание и обучение. Проводятся занятия с психологом и логопедом. Адаптация ребенка в обществе напрямую зависит от интенсивного комплексного лечения.

Реабилитация умственно-отсталых детей проводится путем педагогической работы с ребенком и его родителями. Если диагностирована тяжелая форма заболевания, рекомендуется коррекция патологии и реабилитация в специализированном дефектологическом учреждении.

Адаптация

Психологи считают, что адаптация умственно отсталых детей к социальной сфере вполне возможна, нужно лишь наладить необходимое воспитание и ежедневно проводить работу с ребенком, которая поэтапно введет его в нормальную жизнь. Коррекция интеллектуальных проблем и адекватное воспитание, подкрепленное медикаментозной терапией и физическими упражнениями, дают заметный положительный эффект.

Психологи настаивают, что воспитание нужно не только детям, родители также должны пройти педагогическую работу со специалистами. Родителям тяжело принять факт, что их ребенок не такой, как остальные. Поэтому иногда воспитание в таких семьях построено не совсем правильно. Родители боятся сделать неправильный шаг, в семье царит атмосфера самобичевания и обиды.

Родители быстро теряют веру, что адаптация ребенка к жизненным условиям вообще возможна. Не нужно опускать руки. Грамотно разработанное обучение, воспитание, поэтапная реабилитация со временем покажут, что социализация детей с умственной отсталостью возможна.

В зависимости от происхождения заболевания, лечение олигофрении проводится по разным схемам. Например, если причина болезни в нарушениях щитовидной железы, применяются йодсодержащие и гормональные препараты. А при фенилкетонурии умственную отсталость удается вылечить подобранной детским врачом диетой. В существующем разнообразии средств поможет разобраться только лечащий доктор.

Для стимуляции мозгового кровоснабжения и питания, познавательных способностей применяют ноотропы (пирацетам, гамма-аминомасляная кислота, пиритинол, гопантеновая кислота). То же воздействие оказывают витамины группы В и аминокислоты (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин).

Для коррекции поведенческих проблем доктор подбирает антипсихотические препараты или успокоительные средства. Оптимальный результат приносит комплексный подход: лекарственная терапия и личностное обучение, в том числе с логопедами и психологами. Важно соблюдать прописанные дозировки и следить за появлением побочных эффектов. Врач поможет сменить лекарство или подкорректировать дозировку.

Прогноз

Людям с легкой и умеренной умственной отсталостью удается частично либо полностью адаптироваться в обществе, некоторые из них даже имеют семью, друзей.

Да, люди с умственной отсталостью не смогут выполнять сложную, требующую активного использования когнитивных навыков работу, но простой монотонный труд им под силу.

виды умственной отсталости

При тяжелой и глубокой степени прогноз неблагоприятен: адаптация затруднена либо невозможна. Дети с тяжелой интеллектуальной отсталостью способны усвоить некоторые бытовые навыки и частично себя обслуживать, но глубокую отсталость практически никак нельзя смягчить.

Чем раньше начнется коррекционная работа, тем выше будут результаты, поэтому родителям следует при первых подозрениях на наличие у ребенка когнитивных отклонений проконсультироваться со специалистами.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.

К развитию умственной отсталости может привести целый ряд патологических состояний, которые могут воздействовать на головной мозг ребенка во время его внутриутробного развития или после рождения. В то же время, механизм и выраженность поражения центральной нервной системы (

) зависит также от периода воздействия этиологического (

) фактора. Так, например, определенные

могут поражать плод на ранних стадиях развития, приводя к олигофрении. В то же время, данные инфекции в старшем возрасте могут протекать без каких-либо серьезных последствий.

Причинами развития умственной отсталости могут быть эндогенные факторы (

) или экзогенные факторы (

К эндогенным причинам олигофрении можно отнести:

  • Генетические мутации. Развитие абсолютно всех органов и тканей (в том числе головного мозга) определяется генами, которые ребенок получает от родителей. Если мужские и женские половые клетки будут дефектными с самого начала (то есть если некоторые из их генов будут повреждены), у ребенка могут отмечаться те или иные аномалии развития. Если в результате данных аномалий будут поражены (недоразвиты, неправильно развиты) структуры головного мозга, это может стать причиной олигофрении.
  • Нарушения процесса оплодотворения. Если в процессе слияния мужских и женских половых клеток (имеющем место во время оплодотворения) произойдут какие-либо мутации, это также может стать причиной неправильного развития головного мозга и умственной отсталости у ребенка.
  • Сахарный диабет у матери.Сахарный диабет – это заболевание, при котором нарушается процесс использования глюкозы (сахара) клетками организма, в результате чего концентрация сахара в крови увеличивается. Развитие плода в утробе больной диабетом матери протекает с нарушением его обмена веществ, а также процессов роста и развития тканей и органов. Плод при этом становится крупным, у него могут отмечаться пороки развития, нарушения строения конечностей, а также психические расстройства, в том числе олигофрения.
  • Фенилкетонурию. При данной патологии нарушается обмен веществ (в частности аминокислоты фенилаланина) в организме, что сопровождается нарушением функционирования и развития клеток головного мозга. Дети с фенилкетонурией могут страдать умственной отсталостью различной степени выраженности.
  • Возраст родителей. Научно доказано, что чем старше родители ребенка (один или оба), тем выше вероятность наличия у него тех или иных генетических дефектов, в том числе приводящих к умственной отсталости. Обусловлено это тем, что с возрастом половые клетки родителей «стареют», а количество возможных мутаций в них увеличивается.
  • Инфекции матери. Воздействие тех или иных инфекционных агентов на материнский организм может привести к повреждению эмбриона или развивающегося плода, тем самым, спровоцировав развитие умственной отсталости.
  • Родовые травмы. Если во время родов (через естественные родовые пути или при кесаревом сечении) имела место травма головного мозга ребенка, это может привести к задержке умственного развития в дальнейшем.
  • Гипоксию (кислородное голодание) плода.Гипоксия может возникнуть во время внутриутробного развития плода (например, при тяжелых заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем у матери, при выраженной кровопотере матери, при низком артериальном давлении у матери, при патологии плаценты и так далее). Также гипоксия может возникнуть во время родов (например, при слишком длительных родах, при обвитии пуповины вокруг шеи ребенка и так далее). Центральная нервная система малыша чрезвычайно чувствительна к недостатку кислорода. При этом нервные клетки коры головного мозга могут начать погибать уже через 2 – 4 минуты кислородного голодания. Если вовремя устранить причину недостатка кислорода, ребенок может выжить, однако чем длительней была гипоксия, тем более выраженной может быть умственная отсталость у ребенка в дальнейшем.
  • Радиацию. Центральная нервная система (ЦНС) эмбриона и плода крайне чувствительна к различным видам ионизирующего излучения. Если во время беременности женщина подвергалась воздействию радиации (например, во время рентгеновских исследований), это может привести к нарушению развития ЦНС и олигофрении у ребенка.
  • Интоксикации. Если во время вынашивания ребенка в организм женщины попадают токсические вещества, они могут напрямую повредить ЦНС плода или спровоцировать его гипоксию, что может стать причиной умственной отсталости. Среди токсинов можно выделить этиловый спирт (входящий в состав алкогольных напитков, в том числе пива), сигаретный дым, выхлопные газы, пищевые красители (в больших количествах), бытовые химикаты, наркотические вещества, медикаменты (в том числе некоторые антибиотики) и так далее.
  • Недостаток питательных веществ во время внутриутробного развития. Причиной этого может стать голодание матери во время вынашивания плода. При этом дефицит белков, углеводов, витаминов и минералов может сопровождаться нарушением развития ЦНС и других органов плода, тем самым, способствуя возникновению олигофрении.
  • Недоношенность. Научно доказано, что умственные отклонения различной степени выраженности встречаются у недоношенных детей на 20% чаще, чем у доношенных детей.
  • Неблагоприятную среду обитания ребенка. Если в течение первых лет жизни ребенок растет в неблагоприятной обстановке (если с ним не общаются, не занимаются его развитием, если родители не проводят с ним достаточно времени), у него также может развиться умственная отсталость. В то же время, стоит отметить, что анатомическое повреждение ЦНС при этом отсутствует, вследствие чего олигофрения обычно выражена слабо и легко поддается коррекции.
  • Заболевания ЦНС в первые годы жизни ребенка. Даже если во время рождения ребенок был абсолютно нормальным, повреждение головного мозга (при травмах, при кислородном голодании, при инфекционных заболеваниях и интоксикациях) в течение первых 2 – 3 лет жизни может привести к повреждению или даже к гибели определенных участков ЦНС и к развитию олигофрении.

Как было сказано ранее, причинами олигофрении могут быть генетические мутации, заложенные в половых клетках родителей. В данном случае во время зачатия (

) ребенок может унаследовать от отца или от матери дефектные, поврежденные гены. При этом у него могут отмечаться те или иные отклонения в развитии, в том числе умственная отсталость.

Умственная отсталость характерна:

  • Для синдрома Дауна. В нормальных условиях ребенок получает 23 хромосомы от отца и 23 хромосомы от матери. При их объединении образуется 46 хромосом (то есть 23 пары), что характерно для клетки нормального человека. При синдроме Дауна в 21 паре содержится не 2, а 3 хромосомы, что и является основной причиной нарушения развития ребенка. Помимо внешних проявлений (деформации лица, конечностей, грудной клетки и так далее), у большинства детей отмечается умственная отсталость различной степени выраженности (чаще – тяжелая). В то же время, при должном уходе люди с синдромом Дауна могут обучаться самообслуживанию и доживать до 50 лет и более.
  • Для синдрома Клайнфельтера.Синдром Клайнфельтера характеризуется увеличением количества половых хромосом у мальчиков. Обычно проявления заболевания наблюдаются при достижении ребенком периода полового созревания. В то же время, легкое или умеренное снижение интеллектуального развития (проявляющееся преимущественно в нарушении речи и мышления) может наблюдаться уже в ранние школьные годы.
  • Для синдрома Шерешевского-Тернера. При данном синдроме отмечается нарушение физического и полового развития ребенка. Умственная отсталость при этом встречается относительно редко и выражена слабо.
  • Для синдрома Рубинштейна-Тейби. Характеризуется деформацией первых пальцев рук и ног, низкорослостью, деформацией лицевого скелета, а также умственной отсталостью. Олигофрения встречается у всех детей с данным синдромом и часто носит тяжелый характер (дети плохо концентрируют внимание, тяжело поддаются обучению).
  • Для синдрома Ангельмана. При данной патологии поражается 15 хромосома ребенка, вследствие чего у него отмечается олигофрения, нарушения сна, задержка физического развития, двигательные расстройства, судорожные припадки и так далее.
  • Для синдрома ломкой Х-хромосомы. При данной патологии поражение определенных генов Х-хромосомы приводит к рождению крупного плода, у которого отмечается увеличение головы, яичек (у мальчиков), непропорциональное развитие лицевого скелета и так далее. Умственная отсталость при данном синдроме может быть слабо или умеренно выраженной, что проявляется нарушениями речи, поведенческими расстройствами (агрессивностью) и так далее.
  • Для синдрома Ретта. Данная патология также характеризуется поражением определенных генов Х-хромосомы, что приводит к тяжелой умственной отсталости у девочек. Характерным является то, что до 1 – 1,5 лет ребенок развивается абсолютно нормально, однако после достижения указанного возраст он начинает терять все приобретенные навыки, а способность к обучению резко снижается. Без правильного и регулярного лечения и занятий со специалистом умственная отсталость быстро прогрессирует.
  • Для синдрома Вильямса. Характеризуется поражением генов 7 хромосомы. При этом у ребенка наблюдаются характерные черты лица (широкий лоб, широкая и плоская переносица, большие щеки, заостренный подбородок, редкие зубы). Также у больных отмечается косоглазие и умственная отсталость умеренной степени выраженности, наблюдающаяся в 100% случаев.
  • Для синдрома Крузона. Характеризуется преждевременным сращением костей черепа, что приводит к нарушению его развития в дальнейшем. Помимо специфической формы лица и головы, у данных детей отмечается сдавливание растущего головного мозга, что может сопровождаться судорожными припадками и умственной отсталостью различной степени выраженности. Хирургическое лечение заболевания в течение первого года жизни ребенка позволяет предотвратить прогрессирование умственной отсталости или уменьшить ее выраженность.
  • Для синдрома Руда (ксеродермической олигофрении). При данной патологии отмечается усиленное ороговение поверхностного слоя кожи (что проявляется образованием большого количества чешуек на ней), а также умственная отсталость, нарушение зрения, частые судороги и двигательные расстройства.
  • Для синдрома Апера. При данной патологии также отмечается преждевременное сращение костей черепа, что приводит к повышению внутричерепного давления, повреждению вещества головного мозга и развитию умственной отсталости.
  • Для синдрома Барде-Бидля. Крайне редкое наследственное заболевание, при котором умственная отсталость сочетается с выраженным ожирением, поражением сетчатки глаза, поражением почек (поликистозом), увеличением количества пальцев на руках и нарушением (задержкой) развития половых органов.

Степени умственной отсталости

Зависимость от родителей и наставников делают его пугливым, необщительным, различать чужие эмоции становится все сложнее. Или напротив, малыш может привлекать к себе внимание какими-то эксцентричными выходками.

Умеренная степень умственной отсталости почти всегда осознается пациентами как разница между ними и здоровыми людьми, ее стараются скрыть от окружающих.

IQ между 35-49 говорит об умственной отсталости средней степени (имбецильности). При этом состоянии постоянно нужен присмотр и уход, поддержка и коррекция, самостоятельными такие пациенты быть не могут, умение сосредотачиваться на чем-то у таких людей почти нулевое.

Но они привязываются, понимают, когда их хвалят или ругают, владеют простыми навыками ухода за собой, иногда читают, пишут, делают несложные вычисления.

При IQ 20-34 ставится диагноз тяжелая умственная отсталость или идиотия. В этих случаях умственная отсталость глубокая: пациенты не владеют речью и необучаемые, плохо управляются с моторикой, движения их часто хаотичны, ухаживать за собой в быту не могут. Эмоциональный фон сводится к примитивным реакциям на раздражители.

Больным нужен круглосуточный присмотр в специализированных учреждениях. Идиотии всегда сопутствуют патологии функциональной недостаточности ЦНС — повреждения черепа, ослабления мышц, параличи, анатомические изменения скелета и т. д. МКБ-10, кроме вышеперечисленных, выделяет еще глубокую идиотию — уровень IQ менее 20 пунктов.

Дополняет и расширяет эти классификационные системы типология состояний М. С. Певзнер, разработанная в результате многих лет исследований и клинических наблюдений. Согласно ей, олигофрения бывает:

  1. Без осложнений.
  2. Осложненная нарушением возбудимости и торможения.
  3. Вместе с аналитическими нарушениями.
  4. С проявлением психопатии в поведении.
  5. С явным лобным дефицитом.

степени умственной отсталости

Дети с умственной отсталостью второй и третьей степени получают группу детской инвалидности, их полностью содержит государство.

Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания.

Степени умственной недоразвитости делятся на:

  • легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов;
  • среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов;
  • тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов.

Уровень IQ определяет наличие той или иной степени заболевания у пациента. Определение показателя уровня развития больного происходит путем прохождения заданий в тестовой форме. Однако это весьма условное деление тяжести заболевания. Некоторые мировые медицинские ассоциации предлагают и более расширенное деление степеней умственной недоразвитости.

К пограничной форме психической недоразвитости относят, прежде всего, задержку умственного развития у детей. Это изначально весьма не тяжелое психическое нарушение, которое является промежуточными звеном между нормальным и нарушенным состоянием психики человека. Считается, что пограничная умственная отсталость хорошо поддается лечению.

Первая степень считается самой легкой, однако дети с подобным уровнем расстройства интеллекта должны обучаться в специальных коррекционных школах. К слову, помещать своего ребенка или нет в условия специализированного обучения – личное дело каждого родителя, которые, по объективным причинам, стараются этого не делать. Хотя принять такое решение сложно, но крайне рекомендовано.

Диагностировать дебильность, как легкую форму олигофрении, несколько затруднительно по причине сглаженной симптоматики болезни. Исходя из чего, термин «олигофрения» не применяется до тех пор, пока ребенку не будет поставлен точный диагноз с описанием этиологических и патогенетических факторов. До этого момента, такое состояние принято называть умственной отсталостью.

В первую очередь, признаки умственной отсталости у детей, в легкой форме, наиболее заметны при попытках получать новые знания и закрепления их в долговременной памяти маленького пациента. Учитывая биологические особенности головного мозга при дебильности, данные явления протекают с затруднениями и явными отличиями.

Детям с легкой формой расстройства доступно обобщение нового материала, однако закрепление происходит на механическом уровне и только через несколько попыток. До школы ребенку свойственны весьма примитивные замыслы в играх, примитивная речь, очень бедный лексикон, имеющий тенденцию к очень медленному расширению.

Эмоциональное состояние характеризуется, как стабильное, не требующее особо внимания для его коррекции. Такое условие значительно облегчает условия обучения. При благоприятном стечении обстоятельств и грамотности педагогов коррекционных школ, зачастую удается добиться хорошей усидчивости и прилежности.

Мышлению присущ наглядно-демонстративный характер, так как обобщение и связывание различных характерных особенностей объектов, не доступно. Смысл текстов, прочитанных на занятиях, воспринимается очень слабо, за счет ограниченных объемов краткосрочной памяти и особенностей ее функционирования. Пересказ прочитанного и, тем более, сравнение – невозможны.

Арифметическая работа носит весьма общий, поверхностный характер. До ребенка крайне сложно донести количественное представление числа, поэтому математические расчеты ведутся, как правило, больше на заученном уровне, который ему повторяли множество раз.

Личность ребенка обладает незрелостью, он не способен самостоятельно принимать и анализировать свои решения. Познавательная деятельность и трудоспособность находятся на низком уровне. Инициатива практически всегда отсутствует. Речь бедная, косноязычная.

При грамотном подходе специалистов и отсутствии у пациента дополнительных психологических и психических расстройств, прогноз при дебильности достаточно благоприятен. В будущем, человек с данной формой олигофрении, способен к довольно производительному труду, не отличающемуся особыми навыками и не требующими умственных нагрузок.

Имбецильность является более тяжелым расстройством, что позволяет в достаточной степени точно устанавливать соответствующий диагноз на олигофрению. Пациенты с такой формой расстройства всегда отвлечены от конкретной темы обсуждения или разговора по причине практически нулевой возможности к концентрированию. Личные суждения, зачастую не являются таковыми – в преобладающем количестве, они приобретены у окружающих.

Логика в мыслях и вербальных обсуждениях практически отсутствует. Смысл прочитанного кем-то вслух воспринимается очень тяжело и только с наводящими вопросами.

Изучение алфавита, также носит определенные трудности, которые наиболее ярко проявляются в случае созвучных букв или слогов. Арифметические операции возможны только с первым десятком и на уровне целых чисел, таблица умножения запоминается только на механически заученном уровне. Фразы очень короткие, простые. Выражение эмоций и желаний происходит больше на мимическом и вокальном уровнях.

Приспособление к социальным условиям жизни возможно лишь при постоянной поддержке и направлении. Трудовая деятельность ограничена не более чем одним-двумя повторяющимися действиями, механически заученными. Изменение стереотипного повторения действия приводит к состоянию растерянности и ступору. Навыки самообслуживания только элементарные.

Сохранены простые эмоции в виде реакций на похвалу или порицание, стремление помочь в трудной ситуации, душевные сопереживания ближнему или совершенно чужим людям. Кроме того, наблюдаются зачатки самокритики о своей нерасторопности и различии от окружающих.

Состояние имбецильности зачастую сопровождается одним или несколькими патологиями неврологического или психопатологического характера – неврозы черепных нервов, судороги, эпилептические приступы, микро- или гидроцефалии.

Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:

  • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
  • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
  • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
  • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.

К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится. Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка. Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

  • идиотия;
  • имбецильность;
  • дебильность.

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие  дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

У таких детей наблюдаются нарушения:

  • координации движений;
  • моторики;
  • поведения;
  • эмоций.

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.

Симптоматика

описание болезни фенилкетонурия

Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием.

По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение. Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения. Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств. При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.

Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

  1. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
  2. Системное недоразвитие речевых навыков;
  3. Некритичное, конкретное мышление;
  4. Некоторые нарушения восприятия;
  5. Разнообразные нарушения внимания;
  6. Плохая продуктивность памяти;
  7. Нарушение эмоционально-волевой сферы;
  8. Недоразвитие всех интересов.

Дифференциация

Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

Вся представленная информация на этом сайте является исключительно справочной и не является призывом к действию. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов следует срочно обратиться к врачу. Не занимайтесь самолечением или определением диагноза.

Имбецильность — вторая степень умственной отсталости

Средняя и глубокая степени заболевания наиболее часто выражаются в имбецильности или идиотизме. Имбецильная разновидность умственной отсталости характеризуется средним уровнем недоразвитости психики. Такая патология лишает человека возможности мыслить абстрактно и обобщенно. Больные средней степенью психической отсталости выраженной в форме идиотизма не могут самостоятельно себя обслуживать, их практически невозможно научить трудиться.

Такое психическое расстройство как олигофрения проявляется при всех степенях умственной отсталости. Психическое расстройство в виде олигофрении бывает несложным и сложным, которое осложнено различными нарушениями психического характера.

К основным клиническим формам умственной отсталости относятся:

  • синдром Дауна;
  • болезнь Альцгеймера;
  • ДЦП;
  • гидроцефалия;
  • кретинизм;
  • заболевание Тея – Сакса и прочее.

Это далеко не полный список всех клинических проявлений умственной отсталости, но более детально следует рассмотреть самые распространенные из них.

Предупреждение умственной отсталости

Большинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать во время беременности или в раннем возрасте ребенка. С этой целью во всех женских консультациях и родильных домах проводятся специальные скрининговые исследования.

Для предупреждения заболевания у будущего малыша, беременная женщина должна придерживаться здорового образа жизни, избегать стрессовых ситуаций и вовремя проходить необходимые исследования.

После рождения, мамам следует внимательно относиться к здоровью ребенка, тщательно выполнять все рекомендации врачей-педиатров и в случае подозрения на задержку в развитии незамедлительно обращаться к специалистам.

признаки даунизма

Несмотря на то, что многие формы умственной отсталости считаются неизлечимыми, важную роль в жизни такого больного играет правильная коррекция его психики. Ранняя диагностика, поддержка семьи, необходимая помощь психиатров и психотерапевтов и социальная реабилитация способны заметно изменить уровень качества жизни пациентов с диагнозом умственная отсталость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ntchina.ru
Adblock
detector