Что такое аутизм простыми словами: аутизм у детей, признаки, фото

Причины развития аутизма

Исследования по аутизму проводились еще с 18 века, однако как клиническая единица детский аутизм был выделен психологом Каннером лишь в 1943 году. Годом позже австралийским психотерапевтом Аспергером была опубликована научная работа на тему аутистической психопатии у детей. Позднее в честь этого ученого был назван синдром, который относится к расстройствам аутистического спектра.

Оба ученых уже тогда определили, что у таких детей главной характеристикой являлись проблемы социальной адаптации. Однако согласно Каннеру аутизм является врожденным дефектом, а по Аспергеру конституциональным. Также ученые выделили другие характеристики аутизма, такие как навязчивое стремление к порядку, необычные интересы, изолированное поведение и избегание социальной жизни.

Несмотря на многочисленные исследования в этой области, точную причину аутизма не удалось выяснить до сих пор. Существует много теорий, которые рассматривают биологические, социальные, иммунологические и другие причины аутизма.

Теориями развития аутизма являются:

  • биологическая;
  • генетическая;
  • поствакцинальная;
  • теория обмена веществ;
  • опиоидная;
  • нейрохимическая.

Биологическая теория рассматривает аутизм как следствие поражения

. Эта теория пришла на смену психогенной теории (популярной в 50-х годах), которая утверждала, что аутизм развивается вследствие холодного и враждебного отношения матери к своему ребенку. Многочисленные исследования и прошлого и нынешнего века подтвердили, что мозг детей, страдающих аутизмом, отличается как структурными, так и функциональными особенностями.

Что такое аутизм простыми словами: аутизм у детей, признаки, фото

Функциональные особенности головного мозгаНарушение функционирования мозга подтверждается данными электроэнцефалограммы (исследование, которое регистрирует электрическую активность мозга).

Особенностями электрической активности головного мозга у детей-аутистов являются:

  • снижение судорожного порога, а иногда фокусы эпилептиформной активности в ассоциативных отделах мозга;
  • усиление медленно-волновых форм активности (преимущественно тета-ритма), что является характеристикой истощения корковых системы;
  • повышение функциональной активности нижележащих структур;
  • задержка созревания ЭЭГ-паттерна;
  • слабая выраженность альфа-ритма;
  • наличие резидуально-органических центров, чаще всего в правом полушарии.

Структурные аномалии у детей-аутистов исследовались с помощью

и ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии). Эти исследования часто выявляют асимметрию желудочков мозга, истончение мозолистого тела, расширения подпаутинного пространства, а иногда и локальные очаги демиелинизации (отсутствия

Морфофункциональными изменениями головного мозга при аутизме являются:

  • снижение метаболизма в височных и теменных долях мозга;
  • усиление метаболизма в левой лобной доле и левом гиппокампе (структурах головного мозга).

Теория основана на многочисленных исследованиях монозиготных и дизиготных близнецов, а также братьев и сестер детей-аутистов. В первом случае исследования показали, что конкордантность (количество совпадений) по аутизму у монозиготных близнецов в десятки раз выше, чем у дизиготных. Например, согласно исследованию Фримана, в 1991 году конкордантность у монозиготных близнецов равняется 90 процентам, а у дизиготных – 20 процентам.

Исследованию также подвергались и близкие родственники ребенка, страдающего аутизмом. Так, конкордантность у братьев и сестер больного составляет от 2 до 3 процентов. Это значит, что у брата или сестры страдающего аутизмом малыша, риск заболеть в 50 раз выше, чем у других детей. Все эти исследования подтверждаются другим исследованием, проведенным Лаксоном в 1986 году.

Оно включало 122 ребенка с расстройством аутистического спектра, которые были подвержены генетическому анализу. Выяснилось, что 19 процентов обследованных детей были носителями ломкой хромосомы X. Синдром ломкой (или фрагильной) хромосомы Х — это генетическая аномалия, при которой один из концов хромосомы сужен.

Что такое аутизм простыми словами: аутизм у детей, признаки, фото

Гипотеза о том, что развитие аутизма обусловлено генетической аномалией также было подтверждено многоцентровым международным исследованием в 2012 году. Оно включало 400 детей с расстройством аутистического спектра, которым было проведено генотипирование ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). В ходе исследования у детей обнаружилась высокая частота мутаций и высокая степень генного полиморфизма. Так, были обнаружены многочисленные хромосомные аберрации — делеции, дупликации и транслокации.

Это относительно молодая теория, которая не имеет достаточных оснований. Тем не менее, теория широко распространена среди родителей детей с аутизмом. Согласно этой теории причиной аутизма является

ртутью, которая входит в состав консервантов для

. Больше всего «досталось» поливалентной

. В России используются как вакцины отечественного производства (аббревиатура КПК), так и импортные (приорикс). Известно, что данная вакцина содержит соединение ртути, которое именуется тимеросал. По этому поводу в Японии, США и многих других странах были проведены исследования по взаимосвязи возникновения аутизма и тимеросала.

В ходе этих исследований выяснилось, что никакой связи между ними нет. Тем не менее, Япония отказалась от применения этого соединения при изготовлении вакцин. Однако это не привело к снижению частоты заболеваемости и до применения тимеросала, и после того, как он перестал использоваться — число больных детей не уменьшилось.

В то же время, несмотря на то, что все проведенные ранее исследования отрицают взаимосвязь вакцин и аутизма, родители больных детей отмечают, что первые признаки заболевания отмечаются после вакцинации. Возможно, причиной тому является возраст ребенка, когда проводится вакцинация. Вакцина КПК ставится в один год, что совпадает с появлением первых признаков аутизма. Это дает основание предположить, что вакцинация в данном случае выступает как фактор стресса, запускающий патологическое развитие.

Согласно этой теории аутичный тип развития наблюдается при некоторых патологиях обмена веществ. Синдромы аутизма наблюдаются при

, мукополисахаридозах, гистидинемии (генетическом заболевании, при котором нарушен обмен аминокислоты гистидина) и других заболеваниях. Чаще всего отмечается синдром Ретта, который отличается клиническим разнообразием.

Сторонники этой теории считают, что аутизм развивается вследствие перегрузки центральной нервной системы опиоидами. Эти опиоиды появляются в организме ребенка в результате неполного расщепления глютена и казеина. Предпосылкой этому служит поражение слизистой оболочки

. Данная теория пока не была подтверждена исследованиями. Однако существуют исследования, доказывающие взаимосвязь между аутизмом и нарушенной пищеварительной системой.

Частично эта теория находит подтверждение в

, которая назначается детям, страдающим аутизмом. Так, детям-аутистам рекомендуется исключать из рациона казеин (молочные продукты) и глютен (злаки). Эффективность такой диеты спорная — излечить аутизм она не может, но по уверению ученых она способна скорректировать определенные нарушения.

Сторонники нейрохимической теории считают, что аутизм развивается вследствие гиперактивации дофаминергической и серотонинергической систем мозга. Эта гипотеза подтверждена многочисленными исследованиями, которые доказали что аутизм (и другие заболевания) сопровождается гиперфункцией этих систем. Для устранения этой гиперфункции используются препараты, блокирующие дофаминергическую систему.

Обилие теорий и отсутствие единой точки зрения относительно причин аутизма стало предпосылкой для продолжения многочисленных исследований в этой области.

Исследование, проведенное в 2013 году учеными из Гелфского университета (Канада), привело к выводу, что существует вакцина, способная контролировать симптомы аутизма. Эта вакцина разработана против бактерии Clostridium bolteae. Известно, что данный микроорганизм находится в повышенной концентрации в кишечнике детей-аутистов. Он же является причиной расстройств желудочно-кишечного тракта —

. Таким образом, наличие вакцины подтверждает теорию взаимосвязи между аутизмом и патологией пищеварения.

По заявлениям исследователей вакцина не только избавляет от симптомов (которыми страдают более 90 процентов детей с аутизмом), но и способна контролировать развитие заболевания. Вакцина была протестирована в лабораторных условиях, и по данным канадских ученых она стимулирует выработку специфических антител.

Этими же учеными был опубликован доклад, на тему воздействия различных токсинов на слизистую кишечного тракта. Канадские ученые пришли к выводу, что высокая распространенность аутизма в последние десятилетия обусловлена воздействием токсинов бактерий на желудочно-кишечный тракт. Также токсины и метаболиты этих бактерий способны определять тяжесть симптомов аутизма и контролировать его развитие.

Еще одно интересное исследование было проведено совместными усилиями американских и швейцарских ученых. Это исследование касается степени вероятности развития аутизма у обоих полов. По статистике количество мальчиков, больных аутизмом, в 4 раза превышает количество девочек, страдающих этим недугом. Этот факт был положен в основу теории о гендерной несправедливости относительно аутизма.

Развитие аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Аутизм у детей

Клиническая картина аутизма очень разнообразна. В основном ее определяют такие параметры как неравномерное созревание психической, эмоционально-волевой и речевой сферы, стойкие стереотипы, отсутствие реакции на обращение. Дети с аутизмом отличаются своим поведением, речью, интеллектом, а также своим отношением к окружающему миру.

Что такое аутизм простыми словами: аутизм у детей, признаки, фото

Симптомами при аутизме являются:

  • патология речи;
  • особенности развития интеллекта;
  • патология поведения;
  • гиперактивный синдром;
  • нарушения в эмоциональной сфере.

Речь при аутизме

Особенности речевого развития отмечаются в 70 процентах случаев аутизма. Нередко отсутствие речи является первым симптомом, по поводу которого родители обращаются к дефектологам и логопедам. Первые слова в среднем появляются к 12 – 18 месяцам, а первые фразы (но не предложения) к 20 – 22 месяцам. Однако появление первых слов может запаздывать и до 3 – 4 лет.

Очень часто ребенок прекращает говорить уже после того, как речь сформировалась. Несмотря на то, что словарный запас ребенка с возрастом может обогащаться, речь редко используется для общения. Дети могут вести диалоги, монологи, декларировать стихи, но не используют слова для коммуникации.

Характеристиками речи у детей-аутистов являются:

  • эхолалии – повторения;
  • шепотная или, наоборот, громкая речь;
  • метафорический язык;
  • игра слов;
  • неологизмы;
  • необычная интонация;
  • перестановка местоимений;
  • нарушение мимической экспрессии;
  • отсутствие реакции на речь других.

Эхолалией называется повторение ранее произнесенных слов, фраз, предложений. При этом сами дети не способны строить предложения. Например, на вопрос «сколько тебе лет», ребенок отвечает — «сколько тебе лет, сколько тебе лет». На предложение «пойдем в магазин», ребенок повторяет «пойдем в магазин». Также дети, страдающие аутизмом, не используют местоимение «я», редко обращаются к родителям со словами «мама», «папа».

В своей речи дети часто используют метафоры, образные обороты, неологизмы, что придает причудливый оттенок разговору ребенка. Очень редко используются жесты и мимика, что затрудняет оценку эмоционального статуса ребенка. Отличительной особенностью является то, декларируя и скандируя большие тексты, дети с трудом могут начать разговор и поддерживать его в дальнейшем. Все эти особенности речевого развития отражают нарушения в коммуникативных сферах.

Стержневым нарушением при аутизме является проблема понимания обращенной речи. Даже при сохраненном интеллекте дети с трудом реагируют на обращенную к ним речь. Кроме проблем с пониманием речи и сложностью с ее применением, у детей-аутистов нередко присутствуют дефекты в речи. Это могут быть дизартрии, дислалии и другие нарушения развития речи.

У большинства детей-аутистов выявляются особенности познавательной деятельности. Вот почему одной из проблем аутизма является его дифференциальная диагностика с задержкой психического развития (ЗПР).

Проводимые исследования показали, что интеллект детей-аутистов в среднем ниже, чем у детей с нормальным развитием. В то же время, показатель интеллекта у них выше, чем при умственной отсталости. Одновременно с этим отмечается неравномерность интеллектуального развития. Общий багаж знаний и способность понимать некоторые науки у детей-аутистов ниже нормы, в то время как словарный запас и механическая память развиты выше нормы.

Игра

Мышление характеризуется конкретностью и фотографичностью, однако гибкость его ограничена. Дети-аутисты могут проявлять повышенный интерес к таким наукам как ботаника, астрономия, зоология. Все это говорит о том, структура интеллектуального дефекта при аутизме отличается от структуры при умственной отсталости.

Способность к абстракции также ограничена. Снижение школьной успеваемости во многом обусловлено поведенческими аномалиями. Дети с трудом концентрируются, часто проявляют гиперактивное поведение. Особенно тяжело приходится там, где необходимы пространственные понятия и гибкость мышления. В то же время, 3 – 5 процентов детей с расстройствами аутистического спектра демонстрируют один или два «особых навыка».

Это могут быть исключительные математические способности, воссоздание сложных геометрических фигур, виртуозная игра на музыкальном инструменте. Также дети могут обладать исключительной памятью на цифры, даты, имена. Таких детей еще называют «аутистами-гениями». Несмотря на наличие одной или двух таких способностей все остальные признаки аутизма сохраняются.

Степень интеллектуальной задержки зависит от вида аутизма. Так, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется, что является благоприятным фактором для социальной интеграции. Дети в этом случае способны окончить школу и получить образование.Однако более чем в половине случаев аутизм сопровождается снижением интеллекта.

Одной из основных характеристик аутизма является нарушение коммуникативного поведения. Поведение детей-аутистов характеризуется замкнутостью, изолированностью, отсутствием навыков приспособления. Дети-аутисты, отказываясь от общения с внешним миром, уходят в свой внутренний мир фантазий. Они с трудом уживаются в компании детей и в целом не переносят места скопления людей.

Характеристиками поведения детей с аутизмом являются:

  • аутоагрессия и гетероагрессия;
  • приверженность к постоянству;
  • стереотипии – двигательные, сенсорные, вокальные;
  • ритуалы.

Как правило, в поведении преобладают элементы аутоагрессии – то есть агрессии против самого себя. Такое поведение ребенок проявляет, когда его что-то не устраивает. Это может быть появление нового ребенка в окружении, смена игрушек, смена обстановки места. При этом агрессивное поведение ребенка-аутиста направлено на самого себя — он может ударять себя, кусать, бить по щекам.

Наибольшую трудность в воспитании ребенка-аутиста представляет поход в общественное место. Даже если дома ребенок не проявляет никаких признаков аутистического поведения, то «выход в люди» является стрессовым фактором, который провоцирует неадекватное поведение. При этом дети могут совершать неадекватные поступки — бросаться на пол, бить и кусать себя, визжать.

Priznaki-autizma

Крайне редко (почти в исключительных случаях) дети-аутисты спокойно реагируют на перемены. Поэтому перед выходом в новое место родителям рекомендуется ознакомить ребенка с предстоящим маршрутом. Любая смена обстановки должна осуществляться поэтапно. Это, в первую очередь, касается интеграции в детский сад или школу.

Ритуалы в поведении детей-аутистовТакая приверженность к постоянству касается не только окружающей обстановки, но и других аспектов — еды, одежды, игры. Стрессовым фактором может выступать смена блюда. Так, если ребенок привык кушать кашу на завтрак, то поданный внезапно омлет, может спровоцировать приступ агрессии.

Прием пищи, надевание вещей, игра и любая другая деятельность нередко сопровождается своеобразными ритуалами. Ритуал может заключаться в определенном порядке подачи блюд, мытья рук, вставания из-за стола. Ритуалы могут быть совершенно непонятными и необъяснимыми. Например, потрогать плиту, перед тем как сесть за стол, попрыгать, перед тем как лечь спать, зайти на крыльцо магазина во время прогулки и так далее.

Стереотипии в поведении детей аутистовПоведение детей-аутистов вне зависимости от формы заболевания отличается стереотипностью. Различают двигательные стереотипии в виде раскачиваний, кружений вокруг своей оси, прыжков, кивков, движений пальцами. Для большинства аутистов характерны атетозоподобные движения пальцев рук в виде перебирания, сгибания и разгибания, складывания.

Не менее характерны такие движения как встряхивания, подпрыгивания отталкиваясь от кончиков пальцев, ходьба на цыпочках. Большинство двигательных стереотипий проходят с возрастом и редко наблюдаются у подростков. Голосовые стереотипии проявляются в повторении слов в ответ на вопрос (эхолалии), в декларации стихотворений. Наблюдается стереотипный счет.

Синдром гиперактивности наблюдается в 60 – 70 процентах случаев. Он характеризуется повышенной активностью, постоянным движением, неусидчивостью. Все это может сопровождаться психопатоподобными явлениями, такими как расторможенность, возбудимость, крики. Если попытаться остановить ребенка или забрать у него что-то, то это приводит к реакциям протеста.

Во время таких реакций дети падают на пол, кричат, бьются, ударяют себя. Синдром гиперактивности почти всегда сопровождается дефицитом внимания, что вызывает определенные трудности в коррекции поведения. Дети расторможены, не могут стоять или сидеть на одном месте, не способны концентрироваться на чем-либо. При выраженном гиперактивном поведении рекомендуется медикаментозное лечение.

Уже с первых лет жизни у детей отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Они характеризуются неспособностью идентифицировать собственные эмоции и понимать чужие. Дети-аутисты не могут сопереживать или радоваться чему-то, также они с трудом проявляют собственные чувства. Даже если ребенок выучивает название эмоций по картинкам, то он не способен впоследствии применить свои знания в жизни.

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

  1. Если ребенок не способен к общению словами,надо искать другие варианты: невербальное общение с помощью картинок, жестов, звуков или мимики.
  2. Не нужно что-либо делать вместо ребенка, если он не просит о помощи. Можно спросить, нужна ли ему помощь, и только при утвердительном ответе помочь.
  3. Нужно постоянно стараться вовлекать его в какие-либо игры с другими детками, даже если первые попытки вызовут злость. Раздражение и злость – тоже эмоции. Постепенно придет понимание, что общаться интересно.
  4. Не нужно торопить малыша – ведь ему необходимо время для осмысления действий.
  5. В играх с ребенком не стремитесь лидировать – постепенно формируйте проявление инициативы.
  6. Обязательно хвалите его за самостоятельное начало общения.
  7. Старайтесь создавать повод, необходимость в общении, ведь если все необходимое есть, то и нет стимула к общению со взрослыми, обращению с просьбой о чем-либо.
  8. Малыш должен сам определять, когда занятие нужно закончить (когда он устал или надоело). Если он не может об этом сказать словами, то подскажет его мимика. Можно помочь ему подобрать слово для окончания игры («Хватит» или «Все»).
  1. Обучение малыша чистить зубы может занять длительный период, но это возможно. Единого для всех детишек правила обучения нет. Это может быть игровая форма с обучением при помощи картинок, или личный пример, или любой другой вариант.
  1. Обучение посещению туалета может быть особенно трудным и занять несколько месяцев. Лучше начинать обучение тогда, когда малыш будет осознавать необходимость посещения туалета (что можно понять по его поведению или мимике).

Признаки аутизма в зависимости от его типа

Аутизм и его признаки отмечаются в изменениях во многих участках мозга, однако как именно это происходит — неясно. Зачастую родители замечают первые признаки сразу, в первые годы жизни ребёнка.

Ученые склоняются к мнению, что при раннем когнитивном и поведенческом вмешательстве, малышу можно помочь в приобретении навыков самопомощи, социального общения и взаимодействия, однако в настоящий момент нет методов, способных полностью вылечить от аутизма. Лишь немногие дети включаются в самостоятельную жизнь после достижения совершеннолетия, но есть и такие, которые добиваются жизненного успеха.

Общество во мнении, что делать с аутичными людьми разделилось: есть группа людей, продолжающая искать, создавать лекарства, которые облегчат состояние больных, а есть люди, убежденные, что аутизм это скорее альтернативное состояние, особое и большее, чем болезнь.

Существует разрозненные сообщения о проявлении агрессивности, а также насилии со стороны лиц с аутизмом, однако, исследований на эту тему проведено немного. Имеющиеся данные про аутизм у детей говорят напрямую об ассоциациях с агрессией, приступами гнева, а также уничтожением имущества. Данные опроса родителей, которые были проведены в 2007 году, показали, что существенные приступы гнева наблюдались у двух третей из исследуемой группы детей, а каждый третий ребенок проявлял агрессию.

Данные тех же исследований показали, что приступы гнева зачастую проявляются у детей с проблемами в освоении языка. Шведские исследования в 2008 году показали, что пациенты старше 15 лет, которые вышли из клиники с диагнозом аутизм, склонны к совершению насильственных преступлений из-за психопатологических состояний, таких как психоз и пр.

— стереотипия (вращение головы, бесцельные движения руками, раскачивание туловища);

— потребность в однообразии и связанное с этим сопротивление переменам, к примеру, сопротивление при перемещении мебели, а также отказ отвлекаться и реагировать на чужое вмешательство;

— компульсивное поведение (намеренное выполнение определенных правил, к примеру, выкладывание объектов определенным образом);

Что такое аутизм простыми словами: аутизм у детей, признаки, фото

— аутоагрессия — это активность направленная на себя, которая приводит к ранениям;

— ритуальное поведение, для которого характерно соблюдение повседневных занятий в одном и том же порядке, а также времени; как пример, соблюдение определенной диеты, а также ритуала облачения в одежду;

— ограниченное поведение, проявляющееся в узкосфокусированности и характеризующееся интересом человека или его направленности на что-то одно (единственную игрушку или телепрограмму.)

Потребность в однообразии тесно связана с ритуальным поведением, и поэтому в процессе исследования по валидации опросника, RBS-R объединили эти два фактора. Исследования 2007 года показали, что до 30 % детей-аутистов причиняли себе повреждения. Только для аутизма повторяющиеся действия и поведение приобретает выраженный характер. Аутистичные черты поведения – это избегание зрительного контакта.

Младенцы с ранним аутизмом меньше реагируют на социальные стимулы, редко улыбаются и откликаются на свое имя, лишь иногда реагируют и задерживают взгляд на других людях. Во время обучения ходьбе малыш отклоняется от социальных норм: лишь изредка смотрит в глаза, не меняет позу; когда его берут на руки, свои желания зачастую выражает через манипуляции рукой другого человека.

Ранний аутизм проявляется в неспособности приближаться к другим людям, имитировать чужое поведение, реагировать на эмоции, участвовать в невербальном общении, а также действовать по очереди, например, складывать пирамидку. Одновременно с тем малыши способны привязаться к тем, кто о них заботится. Привязанность при раннем аутизме умеренно снижена, однако показатель способен нормализоваться при интеллектуальном развитии.

Ранний аутизм наблюдаем уже в первый год жизни, и отмечается поздним возникновением лепета, слабой реакцией на попытки общения, необычной жестикуляцией и разнобоем во время обмена звуков с взрослым. В последующие два года дети-аутисты значительно меньше лепечут, их речь обеднена согласными звуками, они имеет незначительный словарный запас, дети реже комбинируют слова, а их жесты редко сопровождаются словами.

Малыши очень редко обращаются с просьбами и фактически не делятся своими переживаниями, подвержены повторению чужих слов (эхолалии), а также реверсиям местоимений. Например, ребенок отвечает на вопрос «как тебя зовут?» так: «тебя зовут Дима», не меняя «тебя» на «меня». Для того чтобы овладеть функциональной речью малыш нуждается в совместном внимании взрослого.

Ранний аутизм проявляется в сложностях при играх, которые требуют воображения, а также перехода от слов-обозначений к связной речи.

Аутизм – уход из мира реальности в мир внутренних трудностей и переживаний. У ребенка нет бытовых навыков и эмоциональной связи с близкими. У таких детей возникает дискомфорт в мире обычных людей, ведь они не понимают их эмоций и чувств.

Признаки этого загадочного заболевания зависят от возраста.  Специалисты выделяют 3 группы проявлений аутизма: ранний (у детей до 2 лет), детский (с 2 до 11 лет), подростковый (с 11 до 18 лет) аутизм.

Признаки аутизма у детей до 2 лет жизни:

  • малыш недостаточно привязан к матери: не улыбается ей, не тянет к ней ручки, не реагирует на ее уход, не узнает близких родственников (даже мать);
  • дитя не смотрит в глаза и в лицо при попытке общения с ним;
  • отсутствует «поза готовности» при взятии малыша на руки: не протягивает ручки, не прижимается к груди, в связи с чем он может даже отказываться от грудного вскармливания;
  • дитя предпочитает играть в одиночествес одной и той же игрушкой или частью ее (колесико от машинки или одна и та же зверушка, кукла); другие игрушки интереса не вызывают;
  • пристрастие к игрушкам отличается своеобразием: обычные детские игрушки малоинтересны, ребенок-аутист может длительно рассматривать или передвигать какой-либо предмет перед глазами, следя за его движением;
  • не реагирует на свое имя при нормальной остроте слуха;
  • не привлекает внимание других лиц к предмету, вызвавшему его интерес;
  • не нуждается во внимании или какой-либо помощи;
  • обращается с любым человеком, как с неодушевленным предметом – отодвигает со своего пути или просто обходит;
  • отмечается задержка речевого развития (не гулит в годовалом возрасте, не произносит простых слов к полутора годам, а простых фраз в 2 года), но даже при развитой речи ребенок редко и неохотно разговаривает;
  • малыш не любит изменений, противится им; любые изменения вызывают тревогу или гнев;
  • отсутствие интереса и даже агрессия к другим детям;
  • сон плохой, характерна бессонница: дитя долго лежит с открытыми глазами;
  • аппетит снижен;
  • развитие интеллекта может быть разным: нормальным, ускоренным или отстающим, неравномерным;
  • неадекватная реакция (сильный испуг) на незначительные внешние раздражители (свет, негромкий шум).

Проявления аутизма с 2 до 11 лет (кроме вышеуказанных симптомов, появляются новые):

  • в 3-4 года малыш не разговаривает, или произносит лишь несколько слов; некоторые дети повторяют постоянно один и тот же звук (или слово);
  • развитие речи у некоторых детей может быть своеобразным: ребенок начинает говорить сразу же фразами, иногда логично («по-взрослому») построенными; иногда характерна эхолалия – повторение услышанной ранее фразы с сохранением ее структуры и интонации;
  • с эффектом эхолалии связано также неправильное использование местоимений и неосознание собственного «я» (себя ребенок называет «ты»);
  • ребенок никогда сам не начнет разговор, не поддерживает его, отсутствует стремление к общению;
  • изменения в привычной обстановке вызывают беспокойство, но более значимым для него является отсутствие какого-либо предмета, а не человека;
  • характерным является неадекватный страх (иногда самого обычного предмета) и при этом отсутствие ощущения реальной опасности;
  • ребенок совершает стереотипные действия и движения; может долго сидеть в кроватке (в том числе ночью), монотонно раскачиваясь в стороны;
  • любые навыки приобретаются с трудом, некоторые дети не могут научиться писать, читать;
  • у некоторых детей успешно проявляются способности к музыке, рисованию, математике;
  • в этом возрасте дети максимально «уходят» в свой мир: нередко у них появляется беспричинный (для окружающих) плач или смех, приступ злости.

Проявления аутизма у детей после 11 лет:

  • хотя ребенок к этому возрасту уже имеет навыки общения с людьми, он все же стремится к одиночеству, не испытывает необходимости в общении. В некоторых случаях ребенок-аутист при общении может избегать зрительного контакта или, наоборот, пристально заглядывает в глаза, подходит слишком близко или отдаляется на слишком большое расстояние при беседе, говорит очень громко или очень тихо;
  • мимика и жестикуляция слишком скудные. Довольное выражение на лице сменяется недовольством при появлении в помещении людей;
  • словарный запас бедный, определенные слова и фразы часто повторяются. Речь без интонаций напоминает разговор робота;
  • затрудняется первым вступить в разговор;
  • непонимание эмоций и чувств другого человека;
  • неспособность строить дружеские (романтические) отношения;
  • спокойствие и уверенность отмечаются только в привычной обстановке или ситуации, а сильные переживания – при каких-либо изменениях в жизни;
  • большая привязанность к отдельным предметам, привычкам, местам;
  • многие дети отличаются двигательной и психомоторной возбудимостью, расторможенностью, нередко в сочетании с агрессией и импульсивностью. Другие, наоборот, пассивные, вялые, заторможенные, со слабой реакцией на стимулы;
  • период полового созревания протекает сложнее, с частым развитием агрессии к окружающим, депрессии, тревожных психических расстройств, эпилепсии;
  • в школе некоторые дети создают мнимое впечатление гениев: они с легкостью могут повторить наизусть стихотворение или песню, прослушав их один раз, хотя остальные предметы им трудны для изучения. Дополняет впечатление «гениальности» сосредоточенное «умное» лицо, будто ребенок над чем-то думает.
  1. Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
  2. Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
  3. Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
  4. В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.
  • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
  • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
  • стереотипии в поведении, речи;
  • раннее проявление симптомов.

Аутизм диагностика

— нарушенная взаимная коммуникация;

— повторяющийся репертуар поведения и ограниченность увлечений, интересов;

— недостаток социальных взаимодействий.

Избирательность в еде, зачастую также встречается при аутизме, но на диагностику не влияет. Аутистичные черты поведения – это избегание зрительного контакта. К аутизму из пяти первазивных расстройств ближе всего приблизился синдром Аспергера, далее синдром Ретта, а также детское дезинтегративное расстройство.

У больных с синдромом Аспергера отмечается развитие речевых навыков без значительных задержек, а связанные с аутизмом заболевания могут сбить с толку. Все эти болезни объединяют в заболевания аутистического спектра, реже используют понятие аутистические расстройства. Сам же аутизм зачастую называют аутистическим расстройством или же  детским аутизмом.

Иногда для диагностики используют шкалу IQ, которая включает низко-, средне- и высокофункциональное определение аутизма. Эта шкала оценивает уровень поддержки, необходимой человеку в повседневной жизни. Выделяют также аутизм синдромальный или несиндромальный. Синдромальный отмечается тяжёлой или крайней умственной отсталостью, а также врождённым синдромом с физическими симптомами.

Отдельные исследования сообщают о диагностировании аутизма не по причине остановки развития, а после утери ребёнком социальных или языковых навыков. Происходит это обычно в возрасте между 15 и 30 месяцами. Относительно этой особенности нет единого мнения. К причинам аутизма в последнее время стали относить хромосомные нарушения (делеции, инверсии, дупликации.) Однако генетика аутизма очень сложна и неясна, что провоцирует превалирующее влияние на возникновение расстройств аутистического спектра.

— к 12 месяцам жизни нет лепета у ребенка, жестикуляции (не машет рукой, не указывает на предметы);

—  к 16 месяцам не может выговорить слова;

— к 24 месяцам не произносит самостоятельно фразы, состоящие из двух слов (не считая эхолалии);

— потеря социальных навыков или ее части.

Диагностика включает анализ поведения. Согласно DSM-IV-TR заболевание диагностируется при наблюдении минимум шесть симптомов, из которых два должны показать качественное нарушение социальных взаимодействий, а один описывает повторяющееся или ограниченное поведение.

В списке симптомов отсутствует эмоциональная или социальная взаимность, повторяющийся, стереотипный характер использования речевой идиосинкразии или речи, а также постоянный интерес к определённым деталям или предметам. Само расстройство отмечается до трёх лет, и характеризуется задержкой в развитии или в отклонениях социального взаимодействия.

Симптомы, прежде всего не должны иметь связь с синдромом Ретта, а также детским дезинтегративным расстройством. Предварительный осмотр больного проводит педиатр, который записывает историю развития заболевания, а также осуществляет физический осмотр. Далее привлекается помощь специалистов по расстройствам аутистического спектра, которые проводят оценку состояния и ставят диагноз, учитывая когнитивные и коммуникативные способности, семейные условия, другие факторы.

Оценку поведения и когнитивные способности проводит детский нейропсихолог, который помогает в диагностике и рекомендует образовательные методы коррекции. Дифференциальная диагностика выявляет и исключает умственную отсталость, а также нарушения слуха и специфические нарушения речи (синдром Ландау-Клеффнера).

Что такое аутизм простыми словами: аутизм у детей, признаки, фото

Обнаружив расстройства аутистического спектра, проводится оценивание состояния больного методами клинической генетики. Это относится к симптомам позволяющим предположить генетическое нарушение. Аутизм иногда определяется у 14-месячного малыша. Сложность выражается в том, что чем меньше возраст, то менее устойчив диагноз. Точность диагноза увеличивается в первые 3 года жизни.

Британские исследователи по работе с детским аутизмом советуют осуществлять диагностику, а также оценку состояния не позже чем через 30 недель после обнаружения первых заметных проблем, однако практика показывает, что подавляющая часть обращений приходится гораздо позже. Исследования показали, что средний возраст установления диагноза приходится на 5,7 лет, что является выше рекомендованного, а 27 % детей так и остаются недиагностированными, достигая восьми лет.

И хотя симптомы заболевания возникают в раннем детстве, все же бывает, что они остаются незамеченными. Спустя годы, взрослые люди обращаются к врачам, чтобы лучше понять себя и затем объяснить особенности своего поведения друзьям, а также родственникам, изменив режим работы и получив льготы и пособие, полагающиеся людям с такими расстройствами в некоторых странах.

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

  • осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости;
  • ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
  • УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
  • проведение тестов со специальными опросниками.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Что такое аутизм простыми словами: аутизм у детей, признаки, фото
Диагноз «аутизм» выставляется на основании совокупности клинических проявлений и отклонений в поведении ребенка.

Заподозрить развитие аутизма у грудничка можно с 3-месячного возраста. Но ни один врач точно подтвердить диагноз в столь раннем возрасте не сможет.  Детский аутизм чаще диагностируется в 3 года, когда проявления болезни становятся явными.

Диагностика данной патологии даже для опытного специалиста далеко не проста. Иногда врачу необходимы многократные консультативные приемы, различные тесты и наблюдение для проведения дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, ДЦП, генетическими болезнями с умственной отсталостью.

Что такое аутизм простыми словами: аутизм у детей, признаки, фото

Некоторые симптомы могут быть свойственны здоровым детям. Важным является не столько наличие признака, сколько систематичность его проявления. Сложность состоит еще и в многообразии симптомов аутизма, который может быть выражен в разной степени тяжести. К примеру, способный ученик может быть замкнутым по характеру. Поэтому важно обнаружение нескольких признаков, нарушение восприятия реального мира.

Обнаружив отклонения в поведении ребенка, родителям следует обратиться к детскому психиатру, который может диагностировать у ребенка расстройство психики. В крупных городах в настоящее время созданы «Центры развития ребенка». Специалисты в них (детские неврологи, психиатры, логопеды, психологи и др.

В случае отсутствия центра диагноз устанавливается комиссионно с участием педиатра, детского психиатра, психолога и педагогов (воспитателей).

В США для всех детей в 1,5 годовалом возрасте проводится тестирование родителей на предмет исключения аутизма у ребенка (тест называется «Проверка на аутизм для маленьких детей»).  Этот несложный тест может помочь родителям самим определиться в необходимости консультации специалиста своему ребенку.

На каждый из вопросов следует дать ответ «Да» или «Нет»:

  1. Ребенку нравится, когда его берут на руки, сажают на колени, укачивают?
  2. Малыш интересуется другими детьми?
  3. Ребенок любит куда-нибудь взбираться, подниматься по лестнице?
  4. Малышу нравятся игры с родителями?
  5. Имитирует ли ребенок какое-то действие («готовит чай» в игрушечной посуде, управляет машинкой и т.д.)?
  6. Использует ли малыш указательный палец для указания на предмет, интересующий его?
  7. Приносил ли он когда-нибудь какой-либо предмет, чтобы показать его вам?
  8. Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
  9. Укажите пальцем на какой-либо предмет вне поля зрения малыша и скажите: «Смотри!», или же произнесите название игрушки («машинка» или «кукла»). Проверьте реакцию ребенка: повернул ли он голову, чтобы посмотреть на предмет (а не на движение вашей руки)?
  10. Надо дать малышу игрушечную ложечку и чашку и попросить «сделать чай». Поддержит ли ребенок игру и притворится, будто делает чай?
  11. Задайте ребенку вопрос «Где кубики? или кукла». Покажет ли малыш на этот предмет пальцем?
  12. Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?

Уровень интеллекта при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз.

Степени тяжести

1 степень Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития.
2 степень Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально.
3 степень В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами.
4 степень Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.

Обучение ребенка-аутиста

Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист.  В крупных городах открыты специальные школы.  Обучение в них проводится по специальным методикам.

Наиболее распространенные учебные программы:

  • «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
  • «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
  • Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.
  • Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
  • «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
  • Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.

Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса. 

Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

  • «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
  • «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
  • Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
  • Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
  • «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
  • Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.

Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

Родителям не придется присутствовать на детских утренниках или на соревнованиях, кроме того у ребенка не будет выпускного, так как это ему все не интересно и для него большое количество людей – шок.

Но вместо этого, если родители постараются и прислушаются к советам врачей и тех, у кого есть детки-аутисты, они научаться быть счастливыми, живя в мире и ладу со своим ребенком-аутистом, а ведь это очень важно.

Прежде всего, надо слушать рекомендации врача и общаться с теми родителями, у которых есть уникальные дети. С такими крохами придется налаживать личный контакт, потихоньку на протяжении большого количества лет, а может и всей жизни приучать его к проведению определенных действий, в определенной последовательности.

Часто у аутистов затормаживается звук, но они воспринимают информацию для себя больше через зрительный контакт, поэтому надо обязательно запастись определенными табличками, на которых будут запечатлены действия, например как взять ложку, как ее поднести ко рту, или как держать карандаш.

Благодаря этим карточкам ребенок быстро поймет, что от него ожидают, и они в ближайшее время уже будут не нужны. Кроме карточек важно самим научится показывать какое-либо действие, здесь пригодится пантомима, чем лучше и понятнее будет показано действие, тем быстрее ребенок поймет его.

Показывая действие можно его озвучивать, например, брать карандаш и проговаривать «беру карандаш». Не стоит отчаиваться, если малыш не сразу начнет понимать звуковой смысл, главное он уловит действие.

Родителям нельзя отчаиваться, ведь ребенок здоров, просто он уникален. Стоит обязательно проследить за тем, к чему тянется малыш.

Если родители выберут правильный подход и будут особенно терпеливыми к своему малышу, тогда их ждет невероятный успех: ребенок начнет отзываться на свое имя, он даже сможет налаживать общение с небольшим количеством людей.

Существуют такие уникальные семьи, где к деткам–аутистам относятся с трепетом и уважением к его личному миру и пространству, на что малыш отвечает взаимоуважением и это многого стоит. На первый взгляд довольно трудно понять у кого в семье аутизм.

Этому особому состоянию посвящены даже уникальные передачи, в которых участвуют люди-аутисты, помогающие обычным людям разбить красивые сады или облагородить приусадебный участок.

Что характерно передачу ведет ведущий с синдромом Аспергера (одна из разновидностей аутизма), а его помощники – это аутисты с различными разновидностями этого «заболевания».

Что такое аутизм простыми словами: аутизм у детей, признаки, фото

Врач-психиатр, педиатр поможет восстановить ваше душевное настроение и помочь как можно ближе познакомить ребенка с окружающим миром.

Многие считают, что аутизм – это заболевание сродни синдрому Дауна, но они конечно же ошибаются, ведь если даунята – это дети солнца, то аутисты – это ОСОБЕННЫЕ детки, которые уже сами по себе гении, но только они никогда не будут требовать к себе внимания.

Аутисты – это уникальные люди, которые живут не по законам общества, они гораздо выше их. Такие люди ничего не замечают, им абсолютно все равно на правила поведения или на моральные принципы. Главным для них является покой и однообразность. Иногда они выходят за пределы своего мира для того чтоб создать шедевр, например в Америке молодой человек аутист по памяти воссоздал панораму Нью-Йорка на стене своей комнаты. Таких примеров множество, только для того чтоб малыш развивался к нему нужен правильный подход.

Если родители или вся семья будут действовать слаженно, тогда в доме будет не просто особенный ребенок, а всеми любимое чадо, которое когда-то в один прекрасный момент удивит вас своей, хоть и единственной, но способностью.

Никогда не стоит отчаиваться, ведь исправить можно все, пока человек жив.

Прогноз

Число британских исследований, говорящих о качественных изменениях и посвящённых долгосрочному прогнозу, небольшое. Некоторые повзрослевшие аутисты приобретают незначительные улучшения в коммуникативной сфере, но у большего числа эти навыки только ухудшаются.

Прогнозы развития аутистов такие: 10 % взрослых больных имеют несколько друзей, требуют некоторую поддержку; 19 % имеет относительную степень независимости, однако остаются дома и нуждаются в повседневном наблюдении, а также значительной поддержке; 46 % нуждаются в попечении специалистов по аутистическим расстройствам; а 12 % больным необходим высокоорганизованный больничный уход.

Шведские данные за 2005 год в группе, где было 78 взрослых аутистов, показали результаты еще хуже. Из общего числа только 4 % жило независимой жизнью. С  1990-х, а также с начала 2000-х рост сообщений новых случаев аутизма значительно увеличился. С 2011—2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-го школьника Южной Кореи.

Шведские данные за 2005 год в группе, где было 78 взрослых аутистов, показали результаты еще хуже. Из общего числа только 4 % жило независимой жизнью. С 1990-х, а также с начала 2000-х рост сообщений новых случаев аутизма значительно увеличился. С 2011—2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-го школьника Южной Кореи.

Прогноз в каждом конкретном случае разный.  Своевременно начатая коррекция может в значительной степени ослабить проявления болезни и научить ребенка общаться и жить в обществе.

Но ожидать получения успеха через неделю и даже месяц нельзя. Лечение таких  детей должно продолжаться в течение всей жизни. У многих детей некоторые сдвиги и возможность контакта отмечаются через 3-4 месяца, а у других положительная динамика не достигается годами.

При легкой форме психического расстройства больной аутизмом примерно к 20 годам может иметь возможность жить самостоятельно. Примерно каждый третий из них приобретает частичную независимость от своих родителей. При тяжелом течении болезни больной становится обузой для семьи, нуждается в присмотре родственников, особенно при сниженном интеллекте и неумении разговаривать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ntchina.ru
Adblock
detector