Синдром Аспергера у детей симптомы причины как лечить заболевание

Немного истории

Синдром Аспергера у детей  симптомы причины как лечить заболевание
Дети с синдромом Аспергера не нуждаются в общении с окружающими, они живут в собственном мире.

В 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер описал группу детей 8-18 лет, которые отличались своей ограниченной эмпатией к сверстникам, неуклюжестью и отсутствием способностей к невербальной коммуникации. Рассматриваемое им расстройство было названо аутистической психопатией, а позднее в МКБ-10 появился иной термин – «шизоидное расстройство детского возраста». Впоследствии, в 1981 году, данное отклонение в развитии было названо в честь описавшего его доктора – «синдром Аспергера».

В ходе многолетних исследований австрийский психиатр смог выявить такие особенности непривычного развития наблюдаемых детей:

  • у них полностью отсутствует желание общаться с социумом;
  • дети не испытывают галлюцинаций или иллюзий, но живут в собственном мире;
  • мимика и речь пациентов бедна, ограничена и не дает возможности определить их эмоциональное состояние.

Ганс Аспергер изучал только поведенческие составляющие и не вникал в биологические, генетические и нейропсихологические аспекты данного синдрома. Выделенные доктором расстройства не подходили для определения недуга в «ранг» известного в те времена аутизма. Тогда такие дети становились «изгоями» и такое ограничение негативно сказывалось на их развитии и эмоциональном состоянии.

Именно эти факторы и привели к тому, что Аспергер назвал данное расстройство «аутистической психопатией» и выделил его как особую форму аутизма. Даже сейчас психологи и психиатры продолжают споры о том, что такое синдром Аспергера – специфическое неврологическое отклонение или форма аутизма? Повод для таких дебатов только один – у детей с данным расстройством не наблюдается отставание в интеллектуальном развитии.

При проведении теста для оценки умственных способностей детей с таким синдромом было зафиксировано, что более чем у 80 % тестируемых присутствуют впечатляющие интеллектуальные способности:

  • некоторые из них показывали невероятные способности к математике;
  • у других выявлялся идеальный слух, феноменальная память и т. п.

Ученые пришли к выводу, что большинство детей с синдромом Аспергера обладают незаурядными способностями. По наблюдениям специалистов это расстройство в 4 раза чаще выявляется у мальчиков.

Ряд специалистов предполагает, что данное расстройство присутствовало у таких знаменитых людей:

  • Сократ;
  • Исаак Ньютон;
  • Чарльз Дарвин;
  • Энди Уорхол;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Льюис Кэрролл;
  • Мари Кюри;
  • Джейн Остин.

Некоторые источники сообщают, что возможно, рассматриваемый синдром наблюдается у следующих наших современников:

  • Стивен Спилберг;
  • Дэн Акройд.

Эпидемиология

Из-за различий в критериях диагностики оценки распространённости синдрома Аспергера широко варьируются. В различных исследованиях из США и Канады, например, сообщалось, что коэффициент варьировался от 1 случая на 250 детей до 1 на 10 000 человек. Необходимы дополнительные эпидемиологические исследования с использованием общепринятых критериев и скринингового инструмента, который ориентирован на эти параметры.

Исследование населения в Швеции выявило распространённость синдрома Аспергера: 1 случай на 300 детей. Эта оценка является убедительной для Швеции, потому что полная медицинская документация доступна для всех граждан этой страны, и население очень однородно. Однако в других частях мира, где ни один из этих факторов не может применяться, распространённость может быть совершенно иной.

Как и Швеция, другие скандинавские страны хранят медицинскую документацию своего населения и, таким образом, являются уникально подходящими местами для проведения эпидемиологических исследований. Сопоставимые исследования не всегда могут быть легко выполнены в других частях мира. Например, в Нью-Йорке многие жители являются иммигрантами, и не всегда можно получить медицинские записи из страны их происхождения.

Однако синдром Аспергера может быть более распространённым, чем когда-то думали исследователи. Педиатры, семейные врачи, врачи общей практики и другие медицинские работники могут недооценивать это расстройство. Члены семьи иногда приписывают признаки синдрома Аспергера индивидуальным особенностям ребёнка.

Синдром Аспергера у детей не имеет явной расовой склонности. Оценённое соотношение между мальчиками и девочками составляет примерно 4:1. Однако исследования показывают, что расстройство не следует рассматривать как мужское заболевание.

Синдром обычно диагностируется в ранние школьные годы. Реже он выявляется в раннем детстве или у взрослого человека. Тем не менее возможно существование некоторого количества взрослых с синдромом Аспергера, у которых отличные навыки осознания и адаптации, а их поведение соответствует ожиданиям общества. Заболевание в этом случае никогда не диагностируется в течение их жизни.

Чем опасен синдром Аспергера?

Синдром Аспергера может не иметь прямой угрозы для жизни и здоровья человека. Многие дети, своевременно прошедшие психологическую коррекцию, вполне комфортно приспосабливаются к окружающей действительности, неплохо учатся и делают успехи в конкретной деятельности, например, в науке.

Но часты случаи, когда синдром Аспергера серьезно мешает во взрослой жизни:

  • человеку трудно найти свое место и предназначение;
  • перемены в жизни вызывают сильнейшую депрессию;
  • развиваются различные фобии и навязчивые состояния, которые трудно поддаются психологической коррекции.

Задача родителей, у детей которых обнаружен синдром Аспергера, прививать ребенку коммуникативные навыки и приспособляемость к изменчивости жизни, чтобы взрослый человек, уже лишенный отчей опеки, смог полноценно сосуществовать с окружающим миром, а не закрываться наглухо в своей «внутренней раковине».

Все аспергерные аутисты, у которых синдром был выявлен вовремя и своевременно скорректирован, хорошо адаптируются в социуме и их физическое и психическое состояние никак не страдает. Некоторые «аспи» проявляют свои таланты и становятся непревзойденными мастерами в той или иной сфере. Как правило, они достигают высоких успехов в какой-либо монотонной или тонкой работе, в точных науках.

Основная характеристика патологии

При отсутствии своевременной и правильной коррекции во взрослой жизни аспергерные аутисты могут столкнуться со следующими сложностями:

  • различные перемены в привычном ритме жизни могут приводить к депрессиям (в т. ч. тяжелым);
  • развитие фобических или навязчивых состояний;
  • подверженность к эксплуатации со стороны посторонних;
  • неспособность понимать возможные последствия от некоторых своих действий;
  • невозможность адаптации в социуме и попадание в маргинальные слои: социальные, экономические, политические, биологические, возрастные, этнические, криминальные, религиозные.

При коррекции расстройств, наблюдающихся у «аспи», родители ребенка должны понимать, что они обязаны не только постоянно посещать психолога и выполнять «домашние задания», данные специалистом, но и учиться правильно и постоянно взаимодействовать с маленьким «пациентом». Активность окружающих ребенка взрослых при синдроме Аспергера приобретает весомую часть в психотерапии и существенно улучшает прогнозы на удачную коррекцию данного расстройства.

  • Многие дети с синдромом Аспергера могут посещать обычные классы, но в ряде случаев из-за поведенческих или социальных проблем родителям «аспи» может рекомендоваться организовать для ребенка специальное образование.
  • В подростковом возрасте больные могут сталкиваться с определенными сложностями, которые связаны с трудностями ухода за собой, организованностью, романтическими или социальными отношениями.
  • Впоследствии многие «аспи» могут испытывать сложности при вступлении в брак или трудоустройстве.

Эти и другие проблемы в социальной адаптации в ряде случаев приводят лиц с синдромом Аспергера к развитию тяжелых депрессивных состояний, которые в некоторых случаях заканчиваются суицидальными попытками или самоубийством. По наблюдениям ряда специалистов частота таких печальных и трагических исходов среди «аспи» повышена, но масштабные исследования в этой сфере пока не проводились.

Синдром Аспергера – прогноз

Синдром Аспергера у детей – непрерывное, но стабильное условие. Прогноз для детей с ним, как правило, хороший в плане интеллектуального развития. Взрослые с этим заболеванием, по-видимому, подвергаются большему риску депрессии. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что люди с синдромом Аспергера имеют повышенный риск психотических эпизодов (период времени, в течение которого пострадавший человек теряет связь с реальностью) в подростковом или пожилом возрасте.

Синдром Аспергера, в отличие от обычного аутизма, не создаёт непреодолимых препятствий к нормальной жизнедеятельности. Слух о высоком интеллектуальном уровне всех без исключения «аспергеров», конечно, не соответствует действительности: по статистике, у большинства носителей синдрома коэффициент интеллектуальности средний.

Однако особенности мышления «аспергеров» таковы, что им проще даются точные науки, в том числе программирование. Именно среди выдающихся программистов наблюдается достаточно высокий процент людей, страдающих синдромом Аспергера. Но и в других областях люди с данным синдромом достигли выдающихся результатов.

Есть мнение, что полностью вылечить синдром Аспергера невозможно, а имеющиеся методы лечения направлены лишь на сглаживание негативных признаков. Однако для жизнедеятельности это не имеет особого смысла, поскольку многие «аспергеры» становятся полноценными членами общества; более того, им легче даются определённые навыки, востребованные в современном хозяйстве – например, системное мышление, быстрый поиск информации; «аспергеры» – честные и аккуратные работники, глубоко увлечённые делом, которым они занимаются.

Однако для успешной жизни в обществе многие носители синдрома Аспергера должны часто посещать психолога или психотерапевта. Законы современного мира таковы, что выявляют нарушения, свойственные «аспергерам», и тогда они становятся серьёзной помехой при поступлении в вуз, приёме на работу и в других ситуациях.

Ведь сегодня коммуникативные навыки, гибкость мышления, умение приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам ценятся не меньше (а зачастую и больше), чем профильное образование и феноменальные способности в какой-либо области. «Аспергер», способный развиваться в идеальных условиях, испытывают трудности там, где суровые законы реальности не соответствуют идеалу. И здесь психотерапевт окажет неоценимую помощь, научив разбираться в окружающей обстановке.

Одни носители синдрома не желают ни с кем общаться, другие же пытаются контактировать со всеми подряд, не замечая ответной реакции собеседников. И в этом плане прогноз для каждого конкретного случая может быть разным: один «аспергер» может достаточно легко адаптироваться в жизни и стать самостоятельной личностью, а другой всю свою жизнь должен нуждаться в опеке.

Люди, страдающие этим синдромом, могут создавать семьи, хотя немалое количество их остаются одинокими. Если в семье один или оба партнёра – «аспергеры», то они могут испытывать трудности в плане взаимопонимания. Чтобы этого избежать, разговоры партнёров должны быть прямыми, не завуалированными. Сам носитель болезни, впрочем, так и будет разговаривать, а вот его партнёру, если он не страдает синдромом Аспергера, потребуется некоторая тренировка.

Отдельно стоит сказать о детях, страдающих синдромом Аспергера. Даже самые талантливые из них нуждаются в разносторонней помощи – правильном родительском воспитании, наблюдении у специалистов. Не факт, что врождённые таланты помогут юному «аспергеру» самому пробить дорогу в жизни и даже выделиться в школе. В классе такой ребёнок нередко становится изгоем.

Странное поведение становится предметом насмешек, с ним никто не желает дружить и общаться, его обижают, а за хорошие оценки и демонстрирование знаний он получает обидное клеймо «ботаника».

Ученик-«аспергер» может отличаться глубокими знаниями по одному предмету, но резко отставать по всем остальным. Это может выглядеть странным, и учителя считают его проблемным ребёнком. Также на уроке он может заниматься посторонними делами – скажем, писать стихи или рисовать; если учитель делает ему замечание, то ответная реакция может быть непредсказуемой: ребёнок, чего доброго, обидится или вовсе начнёт скандалить.

Кроме того, не все «таланты» ребёнка с синдромом Аспергера действительно разумны и необходимы обществу. Например, ребёнок может запоминать маршруты движения транспорта, номера проезжающих автомобилей и другие несущественные вещи, отдаваясь этому делу с полной серьёзностью. В данном случае необходимо как можно раньше направить способности ребёнка в нужную сторону, попытаться увлечь его, скажем, математикой.

Очень важно не ограничивать ребёнка в обучении и общении, а наоборот – всячески стимулировать его нахождение в нормальном обществе. Перевод ребёнка-«аспергера» в коррекционный класс, изоляция от сверстников – очень большие ошибки, которые могут только усугубить болезнь. Он должен находиться в обычном окружении, однако следует предупредить учителей и одноклассников, что у ребёнка имеются некоторые отклонения в развитии.

Окружающие должны уяснить, что если ребёнок не выражает эмоций и переживаний, это не значит, что он их не испытывает: люди, страдающие синдромом Аспергера, особенно дети, нередко переживают более глубоко, чем их «нормальные» сверстники, вследствие чего они более ранимы.

У детей с синдромом благоприятный прогноз, когда они получают поддержку от членов семьи, хорошо осведомлённых о расстройстве. Эти индивидуумы могут обучаться конкретным социальным ориентирам, но, как предполагается, основные социальные нарушения будут пожизненными.

У лиц с болезнью Аспергера наблюдается нормальная продолжительность жизни; однако у них более распространены сопутствующие психические заболевания, например, депрессия, расстройства настроения, обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний) и синдром Туретта (нервно-психическое расстройство). Коморбидные психические расстройства (взаимосвязанные заболевания), когда они присутствуют, существенно влияют на прогноз.

Синдром Аспергера у детей  симптомы причины как лечить заболевание

Депрессия и гипомания (мания в лёгкой степени) распространены среди подростков и взрослых с синдромом Аспергера, особенно с семейной историей этих состояний. У людей, ухаживающих за лицами с этим заболеванием, также может быть склонность к депрессии.

Повышенный риск самоубийства наблюдается у лиц с этим синдромом. Этот риск возрастает пропорционально количеству и тяжести сопутствующих заболеваний. Во многих случаях суицида синдром Аспергера у человека не диагностирован, так как уровень осведомлённости о состоянии часто невелик и методы, используемые для его идентификации, часто оказываются неэффективными и ненадёжными. У людей с этим расстройством, которые совершают самоубийство, часто есть другие психиатрические проблемы.

Распространенность

Синдром Аспергера у детей  симптомы причины как лечить заболевание
Умственное развитие детей с синдромом Аспергера не нарушено.

Пока не существует достоверных и единых данных о распространенности синдрома. По результатам исследований 2003 года доля детского аутизма составляла 0,03-4,84 на 1000 больных, а отношение этого показателя к распространенности рассматриваемого расстройства варьировала от 1,5 к 1 до 16 к 1.

Британские исследователи национального аутистического общества выявили, что аспергерных аутистов с IQ 70 и более составляет 3,6 на 1000 пациентов. Проведенный в 2007 году финскими исследователями анализ по различным критериям показывает следующую распространенность «аспи»:

  • по DSM-IV – 2,5 на 1000 детей;
  • по ICD-10 – 2,9 на 1000;
  • по Шатмари и соавторам – 1,6 на 1000;
  • по Гиллбергу и Петеру Сатмари – 2,7 на 1000;
  • по любому из 4 критериев – 4,3 на 1000.

Географическая распространенность синдрома Аспергера также пока не изучена до конца. По наблюдениям 2006 года увеличение пациентов с таким диагнозом было отмечено среди детского населения Силиконовой Долины, но в 2010 году эти данные были иными и скопление «аспи» в регионах с крупными производственными базами, работающих в сфере IТ-технологий не было обнаружено.

Синдром Аспергера у детей – диагностика

К сожалению, в настоящее время не существует ни одного теста, который мог бы однозначно выявить синдром Аспергера. Этот диагноз может поставить малышу врач-психиатр. Конечно, перед этим он будет долго наблюдать за поведением ребенка. А вот для того чтобы исключить другие психические расстройства, скорее всего, будут назначены некоторые медицинские и нейропсихологические тесты.

С терапией тоже далеко не все благополучно — пока просто не разработано никаких действенных методик лечения синдрома Аспергера. Основная задача врачей — улучшить социальные навыки детишек, то есть научить их общаться со сверстниками и взрослыми. И это вполне удается!Для этих целей используют как различные лекарственные препараты, так и психологическую коррекцию поведения.

  • Лекарственная терапия синдрома Аспергера может проводиться препаратами различных групп — психотропные, нейролептики, стимуляторы и др. И, конечно, все они должны назначаться только врачом-психиатром.
  • Также очень важно проведение поведенческой терапии, она поможет привить малышу необходимые социальные навыки и «вписаться» в общество.

Синдром Аспергера у детей  симптомы причины как лечить заболевание

Многие малыши с болезнью Аспергера страдают от синдрома дефицита внимания — СДВ.Из-за этого они часто испытывают тревогу, страх и депрессию. Могут возникнуть и другие проблемы с психическим здоровьем. И тут на помощь ребенку должны прийти самые близкие люди — его родители.

Выявлять синдром Аспергера – задача на самом деле непростая. Для этого подключаются специалисты из разных областей – психологи, психиатры, неврологи, генетики. Разносторонние исследования нужны по той причине, что проявления синдрома похожи на симптомы других расстройств.

Диагностика у детей

Симптомы у детей важно обнаружить как можно раньше, поскольку это упрощает лечение. Для постановки диагноза проводятся беседы с ребёнком, включающие тесты и игры.

Помимо этого специалист беседует с родителями ребёнка, чтобы получить информацию о его поведении в семье, в школе, во время повседневных занятий. Разговор с родителями позволит выявить и у них проявления синдрома.

Синдром Аспергера у взрослых выявить сложнее, поскольку признаки болезни с возрастом меняются. Однако есть ряд методов, позволяющих диагностировать расстройство у взрослых людей. К ним, в частности, относятся стандартные тесты:

  1. 1.Тест. Основан на анализе взгляда пациента. Тест нередко проводят по фото. Как уже говорилось, взгляд человека, страдающего синдромом, ничего не выражает и направлен в никуда.
  2. 2.Тест. Определяет степень эмпатии – эмоционального развития испытуемого. У «аспергеров» показатели этого теста более низкие, чем у здоровых людей.
  3. 3.Тест. Показывает наличие ритуального поведения, «зацикленности».

Несколько факторов затрудняют диагностику синдрома Аспергера. Как и другие формы расстройства спектра аутизма, он характеризуется ухудшением социального взаимодействия, сопровождаемого повторяющимися и ограниченными интересами и поведением; он отличается от других расстройств аутистического спектра отсутствием общей задержки в речевом или когнитивном развитии.

Синдром Аспергера у детей  симптомы причины как лечить заболевание

Педиатр при проверке развития ребёнка может идентифицировать признаки, требующие дальнейшего изучения. Необходима всесторонняя оценка команды специалистов, чтобы подтвердить или исключить диагноз. В эту группу обычно входят психолог, невролог, психиатр, логопед, педиатр и другие специалисты, имеющие опыт диагностики синдрома Аспергера.

Скрининг способов коммуникации включает в себя оценку:

  • невербальных форм общения (взгляд и жесты);
  • использования метафор, иронии и юмора;
  • постановки ударения и громкости речи;
  • содержания, ясности и согласованности разговора.

Тестирование может включать аудиологическое исследование, чтобы исключить нарушение слуха. Большое значение имеет выявление семейной истории расстройств аутистического спектра.

«Понимание чужого сознания» можно рассматривать как способность постигать смысл психических процессов самого себя и других, что позволяет прогнозировать реакции других людей на обычные ситуации.  У ребёнка с синдромом Аспергера наблюдается недостаток в развитии этого понимания.

У детей с возможными проблемами развития скрининг на «понимание чужого сознания» является важным процессом, который специалист может использовать для выявления некоторых основных поведенческих симптомов синдрома Аспергера. Типичные дети демонстрируют его наличие перед началом школы. Таким образом, неспособность школьного ребёнка выполнить правильно какую-либо процедуру из скрининга указывает на необходимость направить его на дополнительное обследование.

Синдром Аспергера у детей

Скрининг «понимания чужого сознания» состоит из двух основных компонентов: моделирование кукольной пьесы и задачи на воображения. Его можно выполнять в кабинете врача и других повседневных условиях, он занимает всего несколько минут.

Врач и пациент сидят на противоположных концах стола. Специалист показывает пациенту 2 куклы и называет их, говоря: «Это Света. Это Аня».

Моделирование включает в себя 2 процедуры. Во-первых, врач описывает и показывает Свету, помещая камешек в корзину. Затем удаляет Свету из комнаты и закрывает дверь, оставляя её снаружи. Далее врач описывает и показывает, как Аня вынимает камешек из корзины и помещает его в коробку. Наконец, специалист возвращает первую куклу в комнату и спрашивает пациента: «Где Света будет искать камешек?»

Ребёнок с развитым «пониманием чужого сознания» ответит, что Света будет искать камешек в корзине, куда она положила его перед выходом из комнаты. Если этот ответ получен, процедура заканчивается, и тогда врач может перейти к задаче на воображение.

Ответ «Света будет искать в камешек в коробке» сигнализирует о том, что у ребёнка нет «понимания чужого сознания». Такой ответ указывает на то, что пациент не может отличить разум Светы от своего собственного и, таким образом, не признаёт, что Света отсутствовала и не могла знать, что камешек был перемещён из корзины в коробку. Ребёнок предполагает, что, поскольку он знает, что камешек находится в коробке, Света тоже должна это знать.

Если пациент не отвечает, что Света будет искать камешек в корзине, врач продолжит задавать вопросы, чтобы прояснить понимание пациентом ситуации. Специалист спрашивает пациента: «Где камешек на самом деле?» Как здоровые, так и дети с синдромом обычно утверждают, что камешек находится в коробке. Затем врач спрашивает: «Где был камешек вначале?» Обычный ребёнок и малыш с расстройством заявит, что камешек был первоначально в корзине.

Во второй процедуре врач описывает и показывает, что Света помещает камешек в корзину, затем удаляет её из комнаты и закрывает дверь, оставляя куклу снаружи. Затем специалист описывает и показывает, как Аня вынимает камешек мрамор из корзины и помещает его в карман доктора. Наконец, врач возвращает первую куклу в комнату и спрашивает пациента: «Где Света будет искать камешек?»

Главные причины возникновения

Здоровые пациенты с «пониманием чужого сознания» отвечают, что Света будет искать в корзине, потому что именно сюда она последний раз помещала камешек. Если этот ответ получен, врач переходит к задаче на воображение. Если нет, специалист спрашивает пациента: «Где камешек на самом деле?» И «Где был камешек вначале?», чтобы удостовериться в понимании пациентом ситуации.

Процедура состоит из 3 частей. В первой врач говорит пациенту: «Закройте глаза и подумайте о большом белом плюшевом медведе. Мысленно сделайте снимок изображения. Вы видите белого плюшевого медведя»?

Здоровый пациент сообщит о том, что он видит изображение большого белого плюшевого мишки. Если пациент этого не утверждает, врач спрашивает: «Что вы видите, когда закрываете глаза?» Если пациент сообщает о каком-либо постороннем изображении, врач спрашивает: «О чём вы думаете?» Здоровый пациент будет с готовностью сообщать об изображении большого белого плюшевого мишки.

Следующая часть задачи — повторение первой части, с заменой медведя на большой красный шар. Здоровый пациент сообщит, что перед ним большой красный шар.

В третьей части задачи на воображение специалист просит пациента идентифицировать первое изображение, визуализированное во время упражнения. Здоровый ребёнок вообразит большого белого плюшевого медведя. Возможность вспомнить более ранний ментальный образ является доказательством наличия «понимания чужого сознания»;

Иногда синдром Аспергера может быть крайне похожим на выраженную интроверсию, но высококвалифицированный психолог способен обнаружить необходимость дифференцирования этих состояний. Для более детальной диагностики используются психометрические тесты, которые позволяют не только выявлять рассматриваемое в рамках данной статьи расстройство, но и определять степень его тяжести.

  • тест для оценки сенсорной чувствительности и моторных навыков;
  • тест на интеллектуальное развитие;
  • проективные и клинические методы;
  • тест для определения творческих способностей.

Для выявления синдрома могут применяться следующие тест-методы:

  • ASQQ;
  • RAADS-R;
  • Aspie Quiz;
  • Toronto Asperger Scale.

Тесты для выявления недуга

Все вышеперечисленные тесты могут проводиться специалистами – психологами или психиатрами – и непригодны для самодиагностики. Кроме них доктор может использовать и дополнительные методики обследования пациентов с синдромом Аспергера.

Диагностика синдрома Аспергераз сложна, и часто является неточной. Хотя большинство детей с этим расстройством диагностируются между пятью и девятью годами, многие из них не диагностируются до совершеннолетия. Синдром Аспергера у детей часто пересекается с такими другими неврологическими расстройствами, как синдром Туретта, синдром дефицита внимания или обсессивно-компульсивное расстройство.

Позитивные аспекты

Родителям ребенка, которому был поставлен диагноз «синдром Аспергера», не следует впадать в панику. Это расстройство действительно может осложнять жизнь, но среди маленьких «аспи» встречается множество талантливых и способных детей.

Подтверждением этому являются следующие факты:

  • сосредоточенность на деталях и систематический тип мышления может помогать достигать успехов в некоторых профессиях (например, IT-технологии, бухгалтерский учет и т. п.);
  • многие аспергерные аутисты обладают великолепной памятью;
  • замкнутость на своих внутренних интересах может приводить детей к получению обширных знаний или навыков в той или иной области и в будущем ребенок может стать ведущим экспертом и специалистом;
  • аспергерные аутисты могут рассматривать мир под особым углом зрения, и иногда этот дар помогает им совершать открытия и принимать креативные подходы в разных сферах деятельности.

Симптомы и признаки

Дети, страдающие синдромом Аспергера, обладают хорошо развитым интеллектом, но, зачастую, ведут себя нестандартно. Они не признают правил, практически не способны к сопереживанию, у них не возникает желания поделиться своими чувствами. Из-за этого им гораздо труднее «вписаться» в коллектив и завести друзей.

Для детей с синдромом Аспергера характерны следующие клинические проявления данного состояния:

  1. Симптомы и признаки недугаЗамкнутость, стремление держаться обособленно от сверстников и взрослых.
  2. Неловкость движений, неуклюжесть при изменении положения тела, использовании различных предметов.
  3. Недостаточное развитие мелкой моторики рук, в результате чего у ребенка в дальнейшем возникают сложность в обучении письму.
  4. Недостаточная адаптированность поведения. Ребенок может неадекватно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в жизни, часто не подчиняется общепринятым нормам поведения, отрицательно относится к любым изменениям привычного для него порядка вещей и действий.
  5. Эмпатическая неразвитость, которая проявляется в неспособности распознавать выражения лица, жесты, мимику, эмоции и интонации других людей.
  6. Неспособность в полной мере выражать свои чувства и желания. Отсутствие эмоциональной окраски произносимой речи.
  7. Отсутствие стремления к общению, поддержанию приятельских и дружеских отношений с другими детьми.
  8. Сложности, возникающие во время игр на воображение.
  9. Повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, навязчивым запахам, ярким цветам. Часто бывает так, что ребенок не любит детские мультики, которые обычно интересны его сверстникам. Малыша раздражают яркие краски и обширный звуковой ряд.
  10. Буквальное восприятие полученной информации. Ребенок не понимает переносных значений слов, сравнений, метафор, чувства юмора.
  11. Склонность к повторению определенного порядка действий и движений. Например, ребенок выбирает один и тот же маршрут от дома и до школы, и придерживается его постоянно. Во время игр малыш так же демонстрирует четкую последовательность действий, выбранных им единожды. Любые изменения вызывают у ребенка протест и неадекватную реакцию.
  12. Симптомы и признаки состоянияРебенок проявляет сильный интерес только к какой-либо одной сфере деятельности, может увлеченно рассказывать о ней, посвящать любимому занятию большую часть своего времени, совершенно не интересуясь при этом другими делами.
  13. Подростки не проявляют никакого интереса к противоположному полу, характерного для данной возрастной категории.
  14. Склонность к депрессиям, у детей старшего возраста могут возникать суицидальные мысли.

Возможные причины возникновения

Пока ученые и специалисты не пришли к единой точке зрения относительно причин, провоцирующих возникновение данного расстройства. Большинство из них склоняются к мнению, что «запуск» синдрома вызывается теми же факторами, что и детский аутизм.

Основными причинами синдрома Аспергера могут становиться:

  • интоксикация плода во время внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • черепно-мозговые повреждения у ребенка в старшем возрасте;
  • генетические мутации;
  • наследственная отягощенность.

Нужна ли медикаментозная терапия?

Понять возможные первопричины развития синдрома и суть расстройства сегодня специалистам помогают компьютерные программы. Впоследствии благодаря этим современным методам они могут планировать дальнейшую и более эффективную тактику его коррекции (т. е. лечения).

Иногда наряду с синдромом Аспергера у детей и взрослых выявляются следующие отклонения:

  • синдром гиперактивности или дефицита внимания;
  • большое депрессивное расстройство либо адаптационное расстройство с депрессивным настроением;
  • биполярное расстройство;
  • генерализированное тревожное расстройство;
  • вызывающее оппозиционное расстройство;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.

Синдром Аспергера считается врожденной аномалией развития.

Точные причины, способствующие возникновению недуга, на сегодняшний день не изучены. Наиболее вероятной причиной считается генетическая мутация, наследственная предрасположенность.

Кроме того, выделяют и такие неблагоприятные факторы как загрязненная экология, вредное воздействие внешних факторов на организм беременной женщины (курение, употребление алкогольных или наркотических средств) и плода на ранних сроках беременности.

В результате таких воздействий происходит нарушение формирования головного мозга, возникают различного рода аномалии развития данного органа, в результате чего и отмечается нарушение восприятия окружающего мира уже после появления ребенка на свет.

К развитию синдрома Аспергера может привести и родовая травма головного мозга.

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов. Но большинство из них склоняется к теории о том, что природа заболевания та же, что и у патологии, характерной для аутизма. Основные причины, которые вызывают неврологическую дисфункцию, называемую синдромом Аспергера, могут быть следующими:

  • наследственно-генетический фактор;
  • интоксикация плода во время нахождения внутри матки матери;
  • родовые и черепно-мозговые травмы.

Современные методы компьютерного диагностирования и специально-разработанный тест помогают выявлять причины синдрома Аспергера более точно.

Симптомы заболевания

Дети с синдромом Аспергера обладают целым рядом особенностей, и далеко не все из них можно считать отрицательными.

Положительные качества

Отрицательные качества

  1. Ребенок зачастую обладает развитым интеллектом, у него хорошо развита речевая функция, имеется обширный словарный запас.
  2. Хорошо воспринимает большие объемы информации, но только той, которая ему интересна.
  3. Имеет нестандартное мышление.
  4. Способен к самостоятельному обучению.
  5. Умеет заниматься каким- либо делом в одиночестве, не отвлекаясь на других людей и посторонние раздражители.
  6. Могут сосредоточиться на выполнении работы, не упуская даже незначительных деталей.
  7. Хорошо выполняют рутинную работу, которая требует определенного порядка действий.
  8. Соблюдают установленные и прописанные правила, к которым уже привыкли.
  9. Не воспринимают ложь и не умеют лгать сами.
  10. Такие дети видят в посторонних людях больше позитивных качеств, верят в добро и справедливость.
  1. Сложности в восприятии информации, неинтересной ребенку.
  2. Невозможность распознавать эмоции других людей, их поведение.
  3. Неспособность принимать негласные правила в обществе.
  4. Сложности в обработке слуховой информации, требующей подключения воображения.
  5. Склонность к стрессам.
  6. Проблемы в общении, неумение построить беседу или найти подходящую тему для разговора.
  7. Неадекватное восприятие посторонней критики, неприятие помощи от других людей.
  8. Нарушения сна.
  9. Неумение правильно выражать свои эмоции.

Первые симптомы синдрома Аспергера начинают проявляться у малышей в возрасте двух-трех лет. У кого-то они выражены более сильно, у кого-то значительно слабее. На что же нужно обращать внимание?

Наиболее частыми симптомами этого заболевания являются:

  • отсутствие друзей;
  • сложность общения с детьми и взрослыми;
  • неумение понимать чувства других людей;
  • эмоциональная холодность;
  • выраженная озабоченность своим внутренним миром;
  • неумение разделять свои достижения, интересы и удовольствия с другими;
  • длительное повторение некоторых действий;
  • психологические проблемы, возникающие при любом изменении графика или режима;
  • однотипность мышления;
  • ограниченность интересов;
  • частое повторение одних и тех же слов или целых фраз;
  • хорошо развитая механическая память, без осмысления информации;
  • неумение абстрактно мыслить;
  • неумение фантазировать;
  • дословное понимание любых идиоматических выражений;
  • повышенная концентрация на второстепенных обстоятельствах, мелочах;
  • чтение без понимания значений слов;
  • плохая зрительная память;
  • эмоции (за исключением несчастья или гнева) выражены очень слабо;
  • неуклюжесть движений;
  • мелкая дрожь («тремор») рук;
  • неумение адекватно воспринимать критику и потерю чего-либо;
  • желание во чтобы-то не стало закончить начатое дело, вплоть до одержимости.

Классическая Аспергерская триада симптомов

В современной психиатрии синдром Аспергера описывается через призму так называемой триады симптомов:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • сложности чувственного и пространственного восприятия мира;
  • дефицит эмоций, творческого мышления и воображения.

Особенности воспитания малыша

Самые первые симптомы могут начать проявляться в довольно раннем возрасте. Например, неожиданные слезы у маленьких детей вызывают резкий свет, звук или сильный запах. Но такие признаки еще трудно соотнести с синдромом Аспергера. Многим родителям сложно понять такие реакции ребенка на внешние раздражители. Хотя повышенная чувствительность детей уже сама по себе свидетельствует о наличии неврологического расстройства.

С возрастом, у детей может пропасть бурная реакция на громкие звуки или слишком яркий свет, но остаться нестандартное восприятие окружающего мира. В отдельных случаях этот феномен проявляется достаточно ярко. Например, блюдо, кажущееся нормальным для обычного человека, больному синдромом Аспергера может нестерпимо вонять. Или предметы, достаточно гладкие и приятные на ощупь, вызывают раздражение у людей с СА, которым кажется, что поверхность очень «колюча и шершава».

У детей и у взрослых, больных синдромом Аспергера, отмечается неуклюжая походка и физическая неловкость. Они задевают предметы локтями, натыкаются на косяки дверей, оступаются на ступеньках. Это обычно связано с рассеянностью и погруженностью «в себя» пациентов. Но часто, когда нужно сосредоточиться, эти люди способны управлять своим телом вполне удовлетворительно.

Если у маленьких детей замечают нервозность из-за внешних раздражителей, специалисты проводят специальный тест на светочувствительность и звуковое восприятие. Результаты современного метода могут выявить первые симптомы синдрома Аспергера в достаточно раннем возрасте.

В основном же, у детей до 6 лет патология никак не проявляется. Напротив, синдрому Аспергера характерно нормальное развитие деток в их первые годы. Родители радуются тому, что ребенок рано начинает говорить, легко запоминает новые слова и спокойно играется одними и теми же игрушками. Ребенок также проявляет удивительные способности к счету и запоминанию большого объема иностранных слов.

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции. Симптомы социальной неприспособленности начинают ярко проявляться у детей в возрасте с 5-6 лет. Обычно это совпадает с периодом, когда ребенка отдают в школу или подготовительный класс, где ему приходится расширять круг общения.

Яркие симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • ребенок не желает участвовать в активных играх, так как из-за неуклюжести у него плохо получается манипулировать мячом и другими предметами;
  • нередко наблюдается сильное увлечение конкретным спокойным хобби, за которым ребенок может сидеть часами и просить не прерывать его любимое занятие;
  • малыши не любят веселых мультиков, так как не понимают шутки в них и раздражаются от слишком громких песен;
  • дети остро реагируют на новых незнакомых людей, могут заплакать, когда в дом приходит посторонний;
  • в большой компании ребенок часто ведет себя нелюдимо, не желает идти на контакт и предпочитает играть в одиночку.

Ребенок с синдромом Аспергера сильно привязан к дому и родителям, к которым он привык с самого рождения. А новая обстановка вызывает в нем сильнейшее беспокойство и ощутимый дискомфорт.

Люди, имеющие синдром Аспергера, чувствуют себя спокойно только тогда, когда все предметы личного пользования лежат на своих местах, а в распорядке дня отсутствуют неожиданности. Если что-то меняется в привычном ходе событий, у детей случают истерики. Например, если ребенка забирает из школы мама, но вдруг приехал папа, может начаться приступ неконтролируемых слез и криков.

Если с детства коммуникативные навыки не корректировались, у взрослых, имеющих синдром Аспергера, наблюдается острая социальная изоляция:

  • человек не может найти общие интересы с другими людьми;
  • не может поддерживать приятельские отношения;
  • не складывается личная жизнь.

Люди, страдающие синдромом Аспергера не способны работать менеджерами или руководителями. Они могут знать о предприятии все до мелочей, набирать высокие баллы, проходя тест на IQ, но предпочитают выполнять простую однообразную работу. Карьерные успехи таких людей совершенно не волнуют.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, практически полностью отсутствует воображение:

  • они не понимают скрытого значения метафор;
  • образные выражения воспринимают буквально;
  • не отличают правду и ложь;
  • лишены чувства юмора.

Зачастую люди с синдромом Аспергера становятся общественными изгоями из-за их кажущейся невежливости:

  • они привыкли говорить то, что думают;
  • могут делать нетактичные замечания;
  • не принимают общепринятые правила этикета, если не видят в них смысла;
  • могут внезапно прервать разговор и уйти, увлекшись собственными мыслями;
  • не распознают чувства собеседника;
  • нисколько не заботятся о производимом впечатлении.

Страсть к порядку у людей, имеющих синдром Аспергера, с возрастом только усиливается и нередко доходит до абсурда. Например, если коллега случайно отпил из его кружки, такой человек может полчаса отмывать посуду или выкинуть ее вовсе.

У взрослых людей с синдромом Аспергера наблюдается повышенная подозрительность и перманентная боязнь болезней. Находясь в кабинете у стоматолога, такой человек сто раз переспросит врача, все ли инструменты одноразовы и безопасны для здоровья. Из-за этого окружающим достаточно трудно контактировать с людьми, имеющими синдром Аспергера и кажущимися мелочными «занудами».

Синдром Аспергера у детей  симптомы причины как лечить заболевание
Детям с синдромом Аспергера сложно взаимодействовать с социумом, у них ограничена речь и имеет место нехватка эмоций, неспособность их выражать.

Патопсихологи, психотерапевты и психиатры выделяют следующий классический симптомокомплекс при синдроме Аспергера:

  • нехватка эмоций, неспособность проявлять их в словесной форме и дефицит творческого мышления;
  • сложность взаимодействия с социумом и нарушенная способность общаться с людьми при помощи речи;
  • затруднения в пространственном и чувственном ощущении окружающего.

Дебют появления вышеописанной триады симптомов способен наблюдаться даже в раннем возрасте. Ребенок может реагировать плачем на резко включенный в темной комнате свет или неприятные запахи, громкую музыку или сильный ветер.

В раннем возрасте дифференцировать норму и патологию, выражающуюся в бурной реакции малыша на тот или иной раздражитель, сложно и поэтому принадлежность к «аспи» обычно выявляется после 5-летнего возраста.

Вышеописанные реакции гиперчувствительности с возрастом изменяются, и она трансформируется. Иногда они приобретают гротескный характер и могут мешать даже самому пациенту. Например, в более взрослом возрасте слегка неудобная или даже удобная одежда может вызывать дискомфортные и болезненные ощущения. У некоторых пациентов выявляются синестезии – состояния, когда больной утверждает, что у ощущений есть звук, цвет и т. п.

«Аспи» крайне неуклюжи. Эта проблема вызывается тем фактом, что внешний мир больного ограничивается его же телом и все его переживания направлены в себя. В результате пациенты часто бывают рассеянными и не замечают на своем пути окружающих людей и предметов. Однако при необходимости сосредоточиться люди с синдромом Аспергера способны разумно управлять моторикой.

Болезнь Аспергера — как воспитывать ребенка

Начиная с 4-5 лет у детей «аспи» могут выявляться следующие расстройства:

  • отказ от групповых или активных игр;
  • неуклюжесть;
  • односторонние хобби (как правило, спокойные и монотонные);
  • нелюбовь к типичным мультфильмам из-за непонимания транслируемых в них эмоций, отношений или нелюбви к громкому звуковому ряду, раздражающему ребенка;
  • реакция протеста при контактах с незнакомыми людьми (попытки вступить в беседу с таким ребенком могут вызывать реакцию протеста или избегания);
  • стремление играть обособленно от сверстников своими игрушками.

Детей с синдром «аспи» часто называют «домашними» и любая смена обстановки вызывает у них выраженный дискомфорт, тревогу и беспокойство. Даже смена привычного уклада внутри семьи способна провоцировать у аспергерных аутистов бурные реакции, которые на своем пике могут достигать истерики.

При отсутствии своевременной коррекции расстройства в детском возрасте подростки и взрослые с синдромом Аспергера проявляют признаки дезадаптации к социуму и предпочитают самоизоляцию. Эти проблемы проявляются в следующих признаках:

  • невозможность установления дружеских или приятельских контактов;
  • инертность по отношению к противоположному полу;
  • невозможность нахождения точек соприкосновения с окружающими людьми.

синдромом Аспергера

Подростки-«аспи» предпочитают заниматься монотонными и однообразными хобби и не интересуются продвижением по карьерной лестнице (например, в школе, университете и пр.). Они могут набирать высокие балы при прохождении тестов на IQ, показывать глубокие знания в профессиограммах различных профессий, но не проявляют интереса к возможности развития своих способностей для достижения более высоких уровней.

У некоторых подростков мужского пола наблюдаются признаки шизоидности:

  • полное отсутствие чувства юмора;
  • однобокость мышления при восприятии афоризмов и пословиц (т. е. они понимают их буквально);
  • неспособность понимать метафоры;
  • отсутствие склонности к анализу событий (не могут отличить правду от лжи).

Такие признаки не являются симптомами шизофрении. Их присутствие объясняется отсутствием воображения, которое характерно для рассматриваемого нами синдрома.

Сложности при общении с окружающими, возникающие у «аспи», могут восприниматься людьми как грубость или невоспитанность. Подобное отношение формируется такими особенностями аспергерных аутистов:

  • говорят то, что думают и при этом не задумываются об уместности высказывания;
  • могут высказывать замечания вслух по тем поводам, которые общественное мнение «приняло решение» не замечать;
  • игнорируют общественный этикет, предпочитая личный комфорт;
  • не могут воспринимать эмоции, которые пытается передать их собеседник;
  • не знают эмпатии;
  • способны во время беседы встать и уйти без объяснения причины из-за возникших собственных переживаний;
  • никогда не заинтересованы в том, чтобы произвести хорошее впечатление (например, на девушку, учителя, работодателя и пр.).

С возрастом синдром Аспергера может приобретать злокачественное течение и приводить больных к абсурдным действиям. Взрослые «аспи» имеют склонность к ипохондричности и подозрительности. Например, при визите к хирургу они могут задавать множество вопросов о стерильности перчаток, чистоте стен кабинета, одноразовости инструментов и т. п.

Существуют некоторые данные, указывающие на то, что синдром Аспергера имеет семейную историю, особенно в семьях с историей депрессии и биполярным расстройством. Ханс Аспергер отмечал, что у его первоначальной группы пациентов были отцы с такими же симптомами. Знание генетического профиля заболевания, однако, весьма ограничено на сегодняшний день.

Кроме того, около 50% пациентов с синдромом Аспергера были подвержены нехватке кислорода во время родов, что привело к гипотезе о том, что расстройство вызвано повреждением ткани головного мозга до или во время родов. Другой причиной являются физические нарушения в функционировании мозга. Между тем, по всей видимости, нет никакой связи между синдромом Аспергера и детскими травмами.

Проявлений синдрома Аспергера великое множество; в каждой жизненной ситуации обнаруживаются свои «странности».

Однако существуют общие симптомы, указывающие на наличие этой болезни. Их появление можно отметить начиная с 3 летнего возраста. До этого момента ребёнок развивается нормально – в положенное время учится сидеть, ходить, говорить.

Мы рекомендуем ремонт холодильников от Rmh24.ru

Трудности начинаются на более высоких этапах психического развития:

  • Ребёнок не желает идти на контакт с окружающими людьми. Он не общается (или плохо общается) с членами семьи, с товарищами в садике или в школе. Он не проявляет инициативу для знакомства или контакта. Если же контакт состоялся, то больной с Аспергером с трудом понимает эмоции собеседника, не распознаёт оттенки интонации, жесты и мимику; не понимает шутки – обращённую к нему речь воспринимает буквально.
  • Речь больного часто не содержит эмоций, слова произносятся монотонно. Ребенок не может подобрать нужные слова, чтобы объяснить то, что ему нужно. Из-за этого ребёнка считают глупым, в школе ставят низкую оценку из-за того, что он якобы не выучил урок; на самом деле ситуация обратная – он может очень быстро выучить тему (буквально наизусть), однако коммуникативные нарушения мешают воспроизвести необходимое.
  • Если же носитель синдрома Аспергера начинает уверенно говорить, то, как правило, увлекается длинным монологом. Он не понимает, как реагируют собеседники на его речь, интересно им это или нет. Ребенок часто не смотрит в глаза собеседнику, он не делает пауз в своей речи, нужных для того, чтобы слушатели восприняли его слова. Его монолог напоминает воспроизведение звукозаписи. Странным здесь является то, что говорящий вполне осознаёт, что общается с другим человеком.
  • Ещё более странно выглядит речь «аспергера» из-за почти полного отсутствия мимики и жестикуляции. Даже взгляд его во время разговора направлен в пустоту. Такая неестественность позы отмечается даже на фотографиях.
  • Ещё один основополагающий симптом – стремление к порядку. Ребёнок пытается выстроить вещи «идеальным» образом: раскладывает игрушки по цвету, форме, размеру, кладёт предметы на строго определённые места. Если он оставил вещь на одном месте, а затем кто-то переложил её на другое, но совсем рядом, то по возвращении ребёнок может её вовсе не найти. Такое часто проявляется и у взрослых, страдающих синдромом Аспергера.
  • «Аспергеры» склонны к «ритуальному» поведению: изо дня в день совершают одни и те же действия, живут по строгому распорядку, ходят по одним и тем же улицам и т. д. Многие ритуалы не имеют очевидного смысла – так, ребёнок может складывать и перекладывать кубики, совершать странные телодвижения.
  • Мышление носителей синдрома чаще всего «однозадачное»: они склонны увлекаться каким-то одним занятием и посвящать ему всё свободное время. Увлечение этим занятием со стороны тоже может показаться неким ритуалом, хотя больные отлично разбирается в интересующем его предмете. Точно так же и в разговоре – он не может одновременно говорить о нескольких вещах подряд, предпочитая выбирать одну тему и следовать ей до конца.
  • Обострённые сенсорные ощущения – не частый, но характерный признак синдрома Аспергера. У больного может наблюдаться обострённый слух, очень сильное обоняние, его может раздражать слишком яркий свет, шум. В этом же пункте можно отметить признаки несколько иного рода: у маленького «аспергера» имеется, например, абсолютный музыкальный слух, притом без всяких предварительных занятий музыкой.
  • Физическая неловкость, неуклюжесть. Человеку, страдающему синдромом, сложно даются многие навыки – к примеру, езда на велосипеде.

Перечисленные признаки, конечно, могут наблюдаться и у обычных людей – по отдельности и в результате какой-либо острой ситуации (например, нервного расстройства, усталости, отчаяния).

Говорить о наличии синдрома Аспергера можно в том случае, когда симптомов сразу несколько, они выражены в яркой степени и постоянны.

Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента. Однако определить всю глубину отчужденности от мира человека с синдромом Аспергера не всегда удается только по внешним признакам. Иногда симптомы болезни похожи на черты характера обычного интроверта.

В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты. Они помогают выявить и сами неврологические нарушения, и степень психических отклонений.

Тест, разработанный для выявления синдрома Аспергера у взрослого, конечно же, отличается от теста для детей сложностью вопросов. Но все опросники делятся на группы по назначению:

  • тесты, оценивающие уровень интеллекта;
  • тесты на определение сенсорной чувствительности;
  • тест на творческое воображение и др.

1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.

2. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.

3. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.

5. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.

Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

К какому врачу обратиться

При выявлении гиперчувствительности к внешним раздражителям и замкнутости родителям ребенка следует обратиться к педиатру, психотерапевту или психиатру. Для постановки диагноза и исключения возможных неврологических патологий врач может назначить ряд дополнительных исследований.

Синдром Аспергера является одной из пяти основных форм детского аутизма. Это расстройство еще пока недостаточно изучено специалистами, но при своевременной коррекции дети могут достаточно хорошо социализироваться и добиваться определенных успехов в разных сферах деятельности. Для лечения такого отклонения могут назначаться различные психотерапевтические методики и, в особенно сложных случаях, лекарственные средства, позволяющие устранять возникающие на фоне недуга осложнения и сопутствующие расстройства и заболевания.

Посмотрите популярные статьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ntchina.ru
Adblock
detector