Как правильно ходить на костылях

Вычисляем проблему

Первым делом, советует эксперт благотворительного фонда «Старость в радость» по вопросам ухода за пациентами с дефицитом самообслуживания Елена Андрева, нужно понять, в чем заключается проблема человека. В чем именно должно ему помочь то или иное приспособление?

Временно оно будет использоваться (например, для нестарого человека после перелома ноги) или постоянно (например, для очень пожилого дедушки, который постепенно сдаётся перед немощью)? Будет ли человек ходить с этой «подпоркой» только дома (если уже не выходит) или только на улице (если дома он ещё чувствует себя уверенно)? Для разных обстоятельств одному и тому же человеку нужны разные «девайсы».

Анализировать ситуацию нужно не умозрительно, а вместе с тем человеком, для которого мы выбираем дополнительную опору.

ОБУЧАЕМ ПАЦИЕНТА СИДЕТЬ НА КОЛЕНЯХ

Основные
требования.

1. Пациент стоит на четвереньках. Колени пациента
устанавливаются на ширине плеч.

2. Стопы сзади разворачиваются
обязательно носками наружу.

3. Поднимают пациента за надплечья. При этом
он ягодицами садится на свои голени и упирается руками в бедра (фото 8.26). Как
только пациент нашёл устойчивое положение, он должен на короткое время оторвать
одну руку и тут же вернуть ее обратно. Затем отрывает другую руку и возвращает
ее в исходное положение.

На короткое время отрывает обе руки. А затем возвращает
их в первоначальное положение. Далее, пытается одну руку донести до головы,
страхуя свою позу другой рукой (8.27). Следует смена рук, и упражнение
повторяется. Затем обе руки пациент отрывает и поднимает их до головы. Через
несколько дней в этом положении пациент свободно размахивает руками вверх-вниз,
в стороны, сохраняя при этом вертикальное положение.

Фото 8.26 Фото
8.27

РЕКОМЕНДАЦИИ

реабилитация после травмы позвоночника

Первые
упражнения желательно исполнять со страховкой, то есть просто стоять рядом или
положить на пол с обеих сторон подушки. Психологически это очень помогает, хотя
в нашей практике мы ни разу не наблюдали случаев падения из этого положения.
Даже толкая пациента, мы показывали ему, что из этого положения невозможно
упасть, что помогало ему преодолевать страх перед вертикальным положением тела в
пространстве.

Пациента
усаживают верхом на кушетку. Первый раз это очень трудно сделать. Главное —
развести нога и расставить стопы (см. стрелки на фото 8.28).

Первые дни
занятий не преследуют цели посадить пациента вертикально. Наоборот, раскачивая
его вперед-назад с максимально возможной амплитудой. По возможности при наклоне
вперед и назад пациент пытается опереться на руки (фото 8.28). Далее эти же
упражнения выполняют, толкая пациента из стороны в сторону с максимально
возможной амплитудой (фото 8.29).

Через 3-7 дней пациент уже в состоянии сидеть верхом на кушетке, попеременно
отрывая от нее руки, и самостоятельно раскачиваться. Ноги, которые в начале
упражнений стоят неподвижно или пассивно заваливаются, начинают принимать
участие в движении при раскачивании тела. Двигаются стопы, отводятся бедра.

Фото 8.28.
Фото 8.29

РЕКОМЕНДАЦИИ

Основные
ошибки, которые допускаются при попытке усадить пациента, заключаются в том, что
сразу пытаются усадить его перпендикулярно поверхности кушетки. Согласно
физиологическим представлениям, вертикальная поза — это следствие
маятникообразных движений тела относительно земли. Поэтому необходимо
искусственно создать эти маятаикообразные движения.

«ОТБИВАЕМ» РУКИ

А.
Как только руки стали подчиняться пациенту хоть немного, он должен стучать
ладонями по твердой поверхности. Они будут краснеть, очень скоро в ладонях
появится чувство «мурашек», жжение, боль — это восстанавливается
чувствительность.

Б. Учимся стучать по мячу. Пациент ладонью ударяет по
мячу, чтобы он отскакивал от пола. Сначала мяч будет отлетать в сторону. По мере
восстановления координированных движений рук пациента мячом будет управлять
легче.

В. Врач бросает мяч пациенту. Сначала пациент отбивает его в
сторону. Затем пробует его ловить.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.
Используйте сначала обыкновенный воздушный шарик.

2. Желательно
использовать далее мяч с шероховатой поверхностью, предназначенный специально
для реабилитации.

УСТАНОВКА ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИИ НА КОЛЕНЯХ, РУКИ НА
КРОВАТИ

А.
Пациент кладет руки на кровать. Затем помощник отодвигает таз пациента, согнув
ноги в тазобедренных суставах и устанавливая колени на уровне плеч. Стопы в
голеностопных суставах разводят в стороны (фото 8.30). Установив пациента,
отпускают его. Он пробует в таком положении подвигать туловищем, тазом вперед,
назад, в стороны. Не получилось? Пробуем, пока не получится.

Б. Стали
получаться движения в таком положении. Теперь пытаемся подняться, опираясь на
локти, затем на кисти, поднять голову и плечи над кроватью. Затем пациент должен
пытаться влезть на кровать.

Очень тяжело?! Но надо! Упражнения укрепляют
мышцы грудной клетки, спины, живота, ног и рук. Стало получаться. Попробуем
заползти на кровать.

Фото 8.30

ОШИБКИ

1.
Пациент забывает дышать.
2. Неправильная установка колен и стоп.

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА СИДЕТЬ НА СТУЛЕ

Научились
сидеть на кушетке, учимся сидеть на стуле. Стул должен быть обязательно с
жестким сиденьем, спинку приставляют к стене.

А. Усаживаем пациента на
стул. Как можно шире расставляем ноги. Стопы максимально разворачиваем носками
наружу. С обеих сторон и спереди стула в первые дни подкладываем подушки и
одеяла, чтобы психологически пациент был спокоен, что в случае падения не
причинит себе травму. Снимаем дрожание ног, ударив стопами о пол.

Б. Как
только вырабатывается уверенность, что пациент сидит устойчиво и не падает,
начинаем тренировку с перебрасыванием ноги за ногу (фото 8.31).

Вначале
можно сидеть на постели. В первые дни можно учиться и так. Это упражнение
помогает пациенту уверенней чувствовать себя на стуле (площадь опоры
уменьшается), также это упражнение помогает преодолеть оставшиеся спастические
явления, когда колени упрямо сходятся и не хотят отводиться в стороны.

Фото 8.31

РЕКОМЕНДАЦИИ

Как
только пациент научится сидеть на стуле, нужно избегать инвалидного кресла и без
крайней необходимости (выезд на улицу) в него не садиться.
Пациент
должен обедать, сидя на стуле, телевизор смотреть, сидя на стуле. Все попытки
пациента сидеть в инвалидном кресле нужно пресекать, используя следующие доводы:
«Вы же захотели восстановиться и стать обычным человеком. А вы видели здоровых
людей в инвалидной коляске? В ней удобно и комфортно?! Тогда, может быть,
прекратим реабилитацию? Вы уже добились своего: научились сидеть и управлять
коляской. Вам не нужна дальнейшая реабилитация?»
Сидение па табуретках и
жестких стульях вырабатывает устойчивость при вертикализации тела, когда
отсутствуют опоры с боков и сзади. Это необходимо, чтобы встать на ноги!

СТУЧИМ НОГАМИ

Когда
пациент научится сидеть, остаточные спастические проявления и периодический
центральный тремор нижних конечностей будут мешать ему поставить ногу полностью
на стопу. Простой и эффективный способ ликвидировать эти явления состоит в том,
чтобы заставить стопу встать на пол как можно плотнее, «припечатать» ее к
поверхности.

1. Для этого врач с усилием давит на нижнюю треть бедра
сверху, ближе к коленному суставу. Если пятка прикоснется к полу, то тремор и
спастика сразу исчезнут.

А. В случае, когда остаточные контрактуры
мешают поставить пятку на пол, применяют следующий эффективный способ (фото
8.32, 8.33). Врач левой ладонью фиксирует нижнюю треть бедра или верхнюю треть
голени пациента ближе к коленному суставу, правой рукой фиксирует левый
голеностопный сустав. Согнув ногу в тазобедренном суставе, приподнимает стопу на
10 см над поверхностью пола, а затем с размаху ставит ее на пол так, чтобы она
твердо встала на поверхность пола (стучит ногой). Повторяя несколько раз
упражнение, добиваются твердой установки всей подошвенной поверхности стопы на
пол. Тремор и остаточные спастические явления при этом исчезают.

Б. То
же самое проделывают с другой конечностью, соответственно сменив руки. Через
несколько дней подошвенная область пациента будет сразу же становиться плотно на
поверхность, одновременно исчезнут спастика и тремор.

Фото 8.32 —
Фото 8.33

2. Далее это
упражнение выполняют каждый день, пока отсутствуют произвольные движения в
голеностопных суставах. (Если возможно, то упражнение выполняет сам пациент).
Согнув ногу пациента в тазобедренном суставе, врач двумя руками держит нижнюю
треть его бедра, приподнимает стопу от пола на высоту 10-15 см, отпускает ее, и
стопа сама «припечатывается» к полу. Упражнение делают попеременно с левой и
правой ногами.

3. В дальнейшем пациент сам проделывает эти упражнения,
приподнимая ногу за нижнюю треть бедра.

ЯВЛЕНИЯ,
НАБЛЮДАЕМЫЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДАННОГО УПРАЖНЕНИЯ

В
первые дни стопы отекают. На своде стопы (иногда на подошвенной области)
появляются очаговые кровоизлияния. Отеки и кровоизлияния свидетельствуют об
усилении кровотока. Специальной терапии не требуется. На ночь ноги укладываются
в положение с приподнятыми стопами. К утру отеки уменьшаются. В период отеков
интенсивность ударов стопами о пол уменьшается, но выполнение упражнений не
прекращается.

ОШИБКИ

Более
высокий подъем стоп и очень сильные удары о пол у пациентов, пролежавших более
трех лет неподвижно, вследствие развившегося остеопороза могут привести к
внутрисуставным переломам. Они не требуют специального лечения, но период их
консолидации может снизить скорость процесса реабилитации.

УЧИМСЯ КРУТИТЬ РУКАМИ И НОГАМИ ПЕДАЛИ ВЕЛОСИПЕДА

1.
После обучения самостоятельному сидению на стуле пациента обучают крутить педали
велосипеда. Посмотрите на фото, как все оказывается просто (фото 8.34). Не надо
садиться на седло. Стул обязательно ставится спинкой к стене, потому что когда
пациент начинает при помощи рук или помощника крутить педали, тело выгибается
назад, и он рискует упасть.

2. При попытке поставить на педаль стопу она
предательски соскакивает. Закрепите стопы пациента как показано на фото 8.35. Мы
не рекомендуем пользоваться обувью. В обуви крутить педали легче, но при этом
пациент потеряет множество нужных спинальных рефлексов и ослабит связочный
аппарат голеностопных суставов.

Фото 8.34.
Фото 8.35

3. Закрепите
стопы. Теперь снимите все нагрузки с тренажера. Попробуйте двинуть педали вперед
— назад. Пациент помогает себе руками или помощник чуть-чуть поможет ему. В
попытке прокрутить педали есть момент — «мертвая точка». Путем подвижек
велосипеда к себе и от себя, а также толканием педалей вперед-назад пациент
добивается ее преодоления. Пациент должен толкать ногу всем телом. Устав,
пациент отдохнет и снова, и снова добивается преодоления этой проклятой «мертвой
точки». Сегодня не получилось. Получится завтра. Как только пациент преодолеет
«мертвую точку», занятия велосипедом начнут приносить ему радость. Наращивая
нагрузку, пациент увидит, как крепнут и все лучше и лучше подчиняются ему ноги.

4. Затем, подкладывая на стул книги или подставки, но не подушки, пациент
все выше поднимается и крутит педали, опять преодолевая «мертвую точку». Вот так
постепенно пациент и сядет на уровень седла.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.
Обычное седло велосипеда лучше заменить доской, идущей от руля к седлу. Доску
шириной 15-20 см обтягивают поролоном. Пациент чувствует себя на ней уверенно, и
это помогает ему правильно выполнять упражнение.

2. При отсутствии
тренажера используют старый велосипед, перевернув его вверх колесами, поставив
на седло и руль. Хорошо прикрепляют его к полу, снимают переднее колесо.
Регулируют за счет седла по высоте под ноги пациента. Стул, на котором сидит
пациент, устанавливают со стороны руля перед передней вилкой. Тренажер готов.

3. Предварительно пациент прокручивает педали руками, (вспоминает, как
двигаются педали велосипеда). Руки также можно тренировать на этом тренажере с
нагрузкой и без нагрузки.
4. Сначала пациент может надевать широкий
поясной ремень, упражнение будет получаться легче.

ОШИБКИ

1.
Пациент крутит педали велосипеда, не контролируя при этом движения коленей. Они
должны идти в стороны от пациента (фото 8.34). Вначале это трудно, длительная
спастика, мучившая пациента, сформировала ложный стереотип движений. Контроль
движения коленей — это формирование правильного стереотипа движений, который
необходим при ходьбе.
2. Забывают синхронизировать дыхание. Вдох.
Напряжение. Толчок педали всем телом, ногой. Выдох.

ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ НА КОЛЕНЯХ ЗА СТУЛОМ

Пациента
ставят возле стула на колени. Руками он держит сиденье стула. Таз при этом не
касается голеней. Ноги согнуты в коленях. Тело и бедра на одной линии,
перпендикулярно полу и коленям. Колени раздвинуты на ширину плеч. Пациент
передвигает стул немного вперед. Опираясь руками и телом на стул, передвигает
одно бедро к стулу, затем — другое.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.
Нельзя передвигать сразу оба бедра к стулу.

2. Колени пациента нужно
обмотать мягкими бинтами, чтобы не поранить кожу.

3. Синхронизация
дыхания. Вдох, передвигаем стул, выдох. Вдох, передвигаем бедро, выдох.

ОБУЧАЕМ ПАЦИЕНТА СТОЯТЬ И ХОДИТЬ НА КОСТЫЛЯХ

1.
Вначале обучают стоять и двигаться в брусьях. Если брусьев нет, положите две
трубы или 2 бруска на спинки стульев и прочно зафиксируйте их. Бруски положите
параллельно друг другу на ширину немного шире плеч пациента. Обмотайте их
поролоном.

2. Вначале колени будут пытаться согнуться, поэтому закрепите
их брусками (шириной — 5 см, длиной -15 см) с обеих сторон — внутренней и
наружной, выше и ниже колена при помощи плотных манжет, как показано на фото
(фото 8.36, 8.37).

(На фото пациент стоит в туторах, которые мы в своей
практике не применяем).

Фото 8.36. Фото 8.37

РЕКОМЕНДАЦИИ

Ручки
костылей обмотайте поролоном.

2. Пациент пытается встать, поставив
костыли на одной линии со стопами, а это неправильно (фото 8.36). Сначала нужно
научиться стоять, выставив костыли вперед (фото 8.37).

3. Если пациент
научился держать равновесие на костылях, то нужно учить его отрывать от пола
попеременно один, затем другой костыль. И только тогда начинают обучать его
ходить на костылях и переходят к следующим этапам реабилитации и тренировкам на
тренажерах.

Перед каждым этапом реабилитации пациент должен ежедневно
проделывать все упражнения, которые он изучил, сначала и до конца в быстром
темпе.

ОГЛАВЛЕНИЕ |
ДАЛЬШЕ

Дата публикации (обновления):
04 августа 2019 г. 13:07


.

Тросточка

Как правильно ходить на костылях

Фото с сайта ox.ac.uk

Классическая «клюка», тросточка с рукоятью, призвана компенсировать слабость одной ноги. Палочка будет в руке с той стороны, где ослаблена нога, чтобы перенести на руку и палку часть нагрузки.

— При этом возникает немаленькая нагрузка на кисть руки, — говорит Елена Андрев.

— Сначала нужно внимательно посмотреть, достаточно ли сильна у человека рука с этой стороны, хорошо ли работает плечо. Иначе можно не компенсировать, а усугубить проблему. 

Если нужно компенсировать серьезную слабость ноги, в том числе после травмы, разумно обзавестись тростью с подлокотником. Он фиксирует кисть и даёт лучший упор и стабильность. Тросточка без подлокотника — для тех, кто ходит в целом нормально, а дополнительный упор с одной стороны использует для большей уверенности.

Важно: тросточка, в том числе две тросточки, в том числе две тросточки с подлокотниками, тросточки с четырьмя опорами и так далее — не компенсируют проблемы с равновесием.

Если кружится голова или ощущается общая слабость, нужна стабильная опора под обе руки. Если слабостью страдает не одна нога, а обе, подстраховать себя нужно уже не двумя тросточками, а как минимум ходунками.

Кстати, тросточка с четырьмя опорами — удобна многим людям, но в основном для дома, а не для дальних прогулок по улице. На неё удобно опереться, а равновесие она в разумных пределах держит сама. А палки для скандинавской ходьбы – вообще не приспособление для опоры, они нужны только для того, чтобы человек не забывал при ходьбе правильно двигать руками.

Ходунки

Как правильно ходить на костылях

Выбирая ходунки, нужно вспомнить, что мы решили, когда обсуждали с пожилым человеком особенности его проблем с хождением и планы по использованию опоры. Если мы выбираем ходунки для передвижения по квартире, надо узнать, есть ли в ней пороги (при их наличии ходунки-роллаторы (о них ниже) не подойдут).

Самая базовая модель ходунков на четырёх опорах окажется для многих наиболее удобной: хотя их надо переставлять, и в это время нагрузка будет полностью на ногах, они лёгкие, их несложно разбирать и собирать, например чтобы положить в багажник во время поездки. Их можно взять с собой в туалет, и они послужат поручнем, чтобы сесть и встать с унитаза. Некоторые пожилые люди используют ходунки только для ночных походов в туалет.

Существуют «двухуровневые» ходунки: их ножки с задней стороны имеют «изгиб-ступеньку» с ещё одной накладкой под ладонь, то есть опоры расположены на разной высоте. Они могут быть удобны тем, кому тяжело вставать с кровати.

Стоит помнить и о том, что есть обычные модели (рассчитанные на людей до 100 кг) и усиленные, которые будут надёжной опорой т для людей, чей вес колеблется возле отметки в 120 кг.

Ходунки-роллаторы не следует путать с ходунками на двух колёсах. Ходунки с двумя колесами – это четырехконечная рама, у которой впереди колеса, а две задние ножки остаются стационарными. Чтобы сделать шаг, нужно слегка приподнять задние ножки и прокатить ходунки вперед. Двухколесные модели в основном рассчитаны на использование в помещении.

— Не видела пока случая, когда ходунки с двумя колёсами были бы самой удобной моделью, — делится сомнениями Елена Андрев. — Чтобы передние колёса ехали, надо слегка наклонить ходунки вперёд и в это время не опираться, а толкать их. Во-первых, это риск потерять равновесие, во-вторых, кто вообще в этой ситуации кого везёт? Вдобавок колесики у них всегда такие маленькие, что каждая шероховатость на полу отдаётся очень сильно.

Существуют менее распространённые модификации ходунков — например, с опорой под локти или с возвышающимися подмышечными опорами. Последний вариант должен помочь людям после травм ног и туловища, а также заболеваний, связанных с нервной системой, начать снова передвигаться.

У подмышечной опоры свои недостатки: нагрузка будет приходиться на место, где легко нарушается кровообращение и повреждаются сосуды, находятся многие лимфоузлы. Этот вариант подходит разве что на короткий срок для реабилитации после травмы для не очень пожилого человека: постепенно он будет переносить нагрузку на кисти рук, а затем и ходить без опоры.

Шагающие ходунки для инвалидов имитируют ходьбу человека: пожилой пациент попеременно поднимает и опускает левую и правую сторону ходунка. По картинке их не отличить от самых обычных ходунков, но их торец и боковые части не зафиксированы под углом 90 градусов. Там подвижные сочленения, и можно переставлять левую сторону ходунков, пока вы опираетесь на правую ногу, а затем наоборот.

— Для молодого человека после травмы, может быть, это и хороший вариант. Пожилые люди обычно не осваивают эту модель и пользуются шагающими ходунками, как не шагающими: переставляют перед собой сразу всю конструкцию, — говорит Елена Андрев. — Такие ходунки требуют от пользователя хорошей координации движений, а пожилые люди боятся потерять равновесие.

УЧИМСЯ КРУТИТЬ РУКАМИ И НОГАМИ ПЕДАЛИ ВЕЛОСИПЕДА

1. Для этого врач с усилием давит на нижнюю треть бедра
сверху, ближе к коленному суставу. Если пятка прикоснется к полу, то тремор и
спастика сразу исчезнут.

А. В случае, когда остаточные контрактуры
мешают поставить пятку на пол, применяют следующий эффективный способ (фото
8.32, 8.33). Врач левой ладонью фиксирует нижнюю треть бедра или верхнюю треть
голени пациента ближе к коленному суставу, правой рукой фиксирует левый
голеностопный сустав. Согнув ногу в тазобедренном суставе, приподнимает стопу на
10 см над поверхностью пола, а затем с размаху ставит ее на пол так, чтобы она
твердо встала на поверхность пола (стучит ногой).

Б. То
же самое проделывают с другой конечностью, соответственно сменив руки. Через
несколько дней подошвенная область пациента будет сразу же становиться плотно на
поверхность, одновременно исчезнут спастика и тремор.

Фото 8.32 —
Фото 8.33

2. Далее это
упражнение выполняют каждый день, пока отсутствуют произвольные движения в
голеностопных суставах. (Если возможно, то упражнение выполняет сам пациент).
Согнув ногу пациента в тазобедренном суставе, врач двумя руками держит нижнюю
треть его бедра, приподнимает стопу от пола на высоту 10-15 см, отпускает ее, и
стопа сама «припечатывается» к полу. Упражнение делают попеременно с левой и
правой ногами.

3. В дальнейшем пациент сам проделывает эти упражнения,
приподнимая ногу за нижнюю треть бедра.

ЯВЛЕНИЯ,
НАБЛЮДАЕМЫЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДАННОГО УПРАЖНЕНИЯ

В
первые дни стопы отекают. На своде стопы (иногда на подошвенной области)
появляются очаговые кровоизлияния. Отеки и кровоизлияния свидетельствуют об
усилении кровотока. Специальной терапии не требуется. На ночь ноги укладываются
в положение с приподнятыми стопами. К утру отеки уменьшаются. В период отеков
интенсивность ударов стопами о пол уменьшается, но выполнение упражнений не
прекращается.

ОШИБКИ

Более
высокий подъем стоп и очень сильные удары о пол у пациентов, пролежавших более
трех лет неподвижно, вследствие развившегося остеопороза могут привести к
внутрисуставным переломам. Они не требуют специального лечения, но период их
консолидации может снизить скорость процесса реабилитации.

УЧИМСЯ КРУТИТЬ РУКАМИ И НОГАМИ ПЕДАЛИ ВЕЛОСИПЕДА

1.
После обучения самостоятельному сидению на стуле пациента обучают крутить педали
велосипеда. Посмотрите на фото, как все оказывается просто (фото 8.34). Не надо
садиться на седло. Стул обязательно ставится спинкой к стене, потому что когда
пациент начинает при помощи рук или помощника крутить педали, тело выгибается
назад, и он рискует упасть.

2. При попытке поставить на педаль стопу она
предательски соскакивает. Закрепите стопы пациента как показано на фото 8.35. Мы
не рекомендуем пользоваться обувью. В обуви крутить педали легче, но при этом
пациент потеряет множество нужных спинальных рефлексов и ослабит связочный
аппарат голеностопных суставов.

Фото 8.34.
Фото 8.35

3. Закрепите
стопы. Теперь снимите все нагрузки с тренажера. Попробуйте двинуть педали вперед
— назад. Пациент помогает себе руками или помощник чуть-чуть поможет ему. В
попытке прокрутить педали есть момент — «мертвая точка». Путем подвижек
велосипеда к себе и от себя, а также толканием педалей вперед-назад пациент
добивается ее преодоления. Пациент должен толкать ногу всем телом. Устав,
пациент отдохнет и снова, и снова добивается преодоления этой проклятой «мертвой
точки». Сегодня не получилось. Получится завтра. Как только пациент преодолеет
«мертвую точку», занятия велосипедом начнут приносить ему радость. Наращивая
нагрузку, пациент увидит, как крепнут и все лучше и лучше подчиняются ему ноги.

4. Затем, подкладывая на стул книги или подставки, но не подушки, пациент
все выше поднимается и крутит педали, опять преодолевая «мертвую точку». Вот так
постепенно пациент и сядет на уровень седла.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.
Обычное седло велосипеда лучше заменить доской, идущей от руля к седлу. Доску
шириной 15-20 см обтягивают поролоном. Пациент чувствует себя на ней уверенно, и
это помогает ему правильно выполнять упражнение.

2. При отсутствии
тренажера используют старый велосипед, перевернув его вверх колесами, поставив
на седло и руль. Хорошо прикрепляют его к полу, снимают переднее колесо.
Регулируют за счет седла по высоте под ноги пациента. Стул, на котором сидит
пациент, устанавливают со стороны руля перед передней вилкой. Тренажер готов.

3. Предварительно пациент прокручивает педали руками, (вспоминает, как
двигаются педали велосипеда). Руки также можно тренировать на этом тренажере с
нагрузкой и без нагрузки.
4. Сначала пациент может надевать широкий
поясной ремень, упражнение будет получаться легче.

ОШИБКИ

1.
Пациент крутит педали велосипеда, не контролируя при этом движения коленей. Они
должны идти в стороны от пациента (фото 8.34). Вначале это трудно, длительная
спастика, мучившая пациента, сформировала ложный стереотип движений. Контроль
движения коленей — это формирование правильного стереотипа движений, который
необходим при ходьбе.
2. Забывают синхронизировать дыхание. Вдох.
Напряжение. Толчок педали всем телом, ногой. Выдох.

ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ НА КОЛЕНЯХ ЗА СТУЛОМ

Пациента
ставят возле стула на колени. Руками он держит сиденье стула. Таз при этом не
касается голеней. Ноги согнуты в коленях. Тело и бедра на одной линии,
перпендикулярно полу и коленям. Колени раздвинуты на ширину плеч. Пациент
передвигает стул немного вперед. Опираясь руками и телом на стул, передвигает
одно бедро к стулу, затем — другое.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.
Нельзя передвигать сразу оба бедра к стулу.

2. Колени пациента нужно
обмотать мягкими бинтами, чтобы не поранить кожу.

3. Синхронизация
дыхания. Вдох, передвигаем стул, выдох. Вдох, передвигаем бедро, выдох.

ОБУЧАЕМ ПАЦИЕНТА СТОЯТЬ И ХОДИТЬ НА КОСТЫЛЯХ

1.
Вначале обучают стоять и двигаться в брусьях. Если брусьев нет, положите две
трубы или 2 бруска на спинки стульев и прочно зафиксируйте их. Бруски положите
параллельно друг другу на ширину немного шире плеч пациента. Обмотайте их
поролоном.

2. Вначале колени будут пытаться согнуться, поэтому закрепите
их брусками (шириной — 5 см, длиной -15 см) с обеих сторон — внутренней и
наружной, выше и ниже колена при помощи плотных манжет, как показано на фото
(фото 8.36, 8.37).

(На фото пациент стоит в туторах, которые мы в своей
практике не применяем).

Фото 8.36. Фото 8.37

РЕКОМЕНДАЦИИ

Ручки
костылей обмотайте поролоном.

2. Пациент пытается встать, поставив
костыли на одной линии со стопами, а это неправильно (фото 8.36). Сначала нужно
научиться стоять, выставив костыли вперед (фото 8.37).

3. Если пациент
научился держать равновесие на костылях, то нужно учить его отрывать от пола
попеременно один, затем другой костыль. И только тогда начинают обучать его
ходить на костылях и переходят к следующим этапам реабилитации и тренировкам на
тренажерах.

Перед каждым этапом реабилитации пациент должен ежедневно
проделывать все упражнения, которые он изучил, сначала и до конца в быстром
темпе.

ОГЛАВЛЕНИЕ |
ДАЛЬШЕ

Дата публикации (обновления):
04 августа 2019 г. 13:07


.

2. При попытке поставить на педаль стопу она
предательски соскакивает. Закрепите стопы пациента как показано на фото 8.35. Мы
не рекомендуем пользоваться обувью. В обуви крутить педали легче, но при этом
пациент потеряет множество нужных спинальных рефлексов и ослабит связочный
аппарат голеностопных суставов.

Фото 8.34.
Фото 8.35

Как правильно ходить на костылях

3. Закрепите
стопы. Теперь снимите все нагрузки с тренажера. Попробуйте двинуть педали вперед
— назад. Пациент помогает себе руками или помощник чуть-чуть поможет ему. В
попытке прокрутить педали есть момент — «мертвая точка». Путем подвижек
велосипеда к себе и от себя, а также толканием педалей вперед-назад пациент
добивается ее преодоления.

Пациент должен толкать ногу всем телом. Устав,
пациент отдохнет и снова, и снова добивается преодоления этой проклятой «мертвой
точки». Сегодня не получилось. Получится завтра. Как только пациент преодолеет
«мертвую точку», занятия велосипедом начнут приносить ему радость. Наращивая
нагрузку, пациент увидит, как крепнут и все лучше и лучше подчиняются ему ноги.

4. Затем, подкладывая на стул книги или подставки, но не подушки, пациент
все выше поднимается и крутит педали, опять преодолевая «мертвую точку». Вот так
постепенно пациент и сядет на уровень седла.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.
Обычное седло велосипеда лучше заменить доской, идущей от руля к седлу. Доску
шириной 15-20 см обтягивают поролоном. Пациент чувствует себя на ней уверенно, и
это помогает ему правильно выполнять упражнение.

2. При отсутствии
тренажера используют старый велосипед, перевернув его вверх колесами, поставив
на седло и руль. Хорошо прикрепляют его к полу, снимают переднее колесо.
Регулируют за счет седла по высоте под ноги пациента. Стул, на котором сидит
пациент, устанавливают со стороны руля перед передней вилкой. Тренажер готов.

3. Предварительно пациент прокручивает педали руками, (вспоминает, как
двигаются педали велосипеда). Руки также можно тренировать на этом тренажере с
нагрузкой и без нагрузки.
4. Сначала пациент может надевать широкий
поясной ремень, упражнение будет получаться легче.

ОШИБКИ

1.
Пациент крутит педали велосипеда, не контролируя при этом движения коленей. Они
должны идти в стороны от пациента (фото 8.34). Вначале это трудно, длительная
спастика, мучившая пациента, сформировала ложный стереотип движений. Контроль
движения коленей — это формирование правильного стереотипа движений, который
необходим при ходьбе.
2. Забывают синхронизировать дыхание. Вдох.
Напряжение. Толчок педали всем телом, ногой. Выдох.

ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ НА КОЛЕНЯХ ЗА СТУЛОМ

Пациента
ставят возле стула на колени. Руками он держит сиденье стула. Таз при этом не
касается голеней. Ноги согнуты в коленях. Тело и бедра на одной линии,
перпендикулярно полу и коленям. Колени раздвинуты на ширину плеч. Пациент
передвигает стул немного вперед. Опираясь руками и телом на стул, передвигает
одно бедро к стулу, затем — другое.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.
Нельзя передвигать сразу оба бедра к стулу.

2. Колени пациента нужно
обмотать мягкими бинтами, чтобы не поранить кожу.

3. Синхронизация
дыхания. Вдох, передвигаем стул, выдох. Вдох, передвигаем бедро, выдох.

ОБУЧАЕМ ПАЦИЕНТА СТОЯТЬ И ХОДИТЬ НА КОСТЫЛЯХ

1.
Вначале обучают стоять и двигаться в брусьях. Если брусьев нет, положите две
трубы или 2 бруска на спинки стульев и прочно зафиксируйте их. Бруски положите
параллельно друг другу на ширину немного шире плеч пациента. Обмотайте их
поролоном.

2. Вначале колени будут пытаться согнуться, поэтому закрепите
их брусками (шириной — 5 см, длиной -15 см) с обеих сторон — внутренней и
наружной, выше и ниже колена при помощи плотных манжет, как показано на фото
(фото 8.36, 8.37).

(На фото пациент стоит в туторах, которые мы в своей
практике не применяем).

Фото 8.36. Фото 8.37

РЕКОМЕНДАЦИИ

Ручки
костылей обмотайте поролоном.

2. Пациент пытается встать, поставив
костыли на одной линии со стопами, а это неправильно (фото 8.36). Сначала нужно
научиться стоять, выставив костыли вперед (фото 8.37).

3. Если пациент
научился держать равновесие на костылях, то нужно учить его отрывать от пола
попеременно один, затем другой костыль. И только тогда начинают обучать его
ходить на костылях и переходят к следующим этапам реабилитации и тренировкам на
тренажерах.

Перед каждым этапом реабилитации пациент должен ежедневно
проделывать все упражнения, которые он изучил, сначала и до конца в быстром
темпе.

ОГЛАВЛЕНИЕ |
ДАЛЬШЕ

Дата публикации (обновления):
04 августа 2019 г. 13:07


.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ntchina.ru
Adblock
detector