Тугоухость у ребенка: как определить и корректировать нарушения слуха

Врожденные нарушения слуха

Врождённые нарушения слуха – это такие дисфункции слуховой системы, которые связаны с снижением слуха или его потерей, обнаруженные при рождении ребёнка или вскоре после его появления на свет.

К причинам врождённых нарушений слуха относятся:

  1. Наследственные генетические факторы.
  2. Ненаследственные генетические особенности.
  3. Осложнения во время беременности, которые вызваны перенесёнными матерью сифилисом, краснухой, эпидемическим паротитом и другими.
  4. Низкой массой новорожденного – менее, чем полтора килограмма.
  5. Полученной асфиксией в процессе рождения, то есть сильным недостатком кислорода.
  6. Употребление матерью перорально во время беременности ототоксичных препаратов, а именно, аминогликозидов, диуретиков, противомалярийных медикаментов, цитотоксических лекарственных средств.
  7. Перенесённая младенцем в неонатальный период сильная желтуха, что может вызвать поражение слухового нерва у ребёнка.

[13], [14], [15], [16], [17]

Упражнения на развитие фонематического слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода. Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга. Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки. Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов. Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

У слабослышащих детей имеются существенные отличия психофизиологического и коммуникативного развития. Данные особенности детей с нарушением слуха мешают им развиваться с такой же скоростью, как и сверстникам, а также становятся причиной проблем в овладении знаниями, жизненно-необходимыми навыками и умениями.

Нарушение слуха у детей существенно снижает качество формирования речи и вербального мышления. При этом познавательные процессы и познавательная деятельность также испытывают дефицит в усовершенствовании и развитии.

У детей с нарушением слуха могут встречаться и иные нарушения, а именно:

  1. Проблемы с функционированием вестибулярного аппарата.
  2. Различные дефекты зрения.
  3. Дисфункция мозга минимальной степени, которая приводит к торможению общего развития психики.
  4. Обширные поражения головного мозга, которые вызывают олигофрению.
  5. Дефекты в мозговых системах, которые приводят к появлению детского церебрального паралича и другим нарушениям движения.
  6. Нарушения функционирования слуховых и речевых зон в головном мозге.
  7. Болезни центральной нервной системы и организма в целом, которые вызывают тяжёлые психические заболевания – шизофрению, маниакально-депрессивный психоз и так далее.
  8. Заболевания внутренних органов тяжёлой степени (сердца, почек, лёгких, пищеварительного тракта и так далее), которые в целом ослабляют организм ребёнка.
  9. Серьёзная социально-педагогическая запущенность.

Существуют два вида нарушений слуха и детей, которые зависят от степени потери возможности воспринимать и обрабатывать звуки:

  • тугоухость, которой страдают слабослышащие дети,
  • глухота.

При тугоухости восприятие речи, но только сказанной громко, членораздельно и близко к уху, сохранено. Хотя, конечно, возможности данного ребёнка к полноценному речевому общению с окружающими ограничены. Глухота отличается тем, что при ней происходит восприятие определённых тонов речи без возможности воспринимать и различать саму речь.

Различные слуховые нарушения в детском возрасте приводят к торможению и искажению развития функций речи. Но, при этом, исследователи отмечали следующий факт, что если тяжёлая тугоухость появляется в том момент, когда ребёнок уже овладел навыками чтения и письма в хорошей степени, то заболевание не приводит к дефектам развития речи. Хотя в данном случае отмечаются разнообразные нарушения, связанные с произношением.

Самые важные факторы, которые влияют на развитие речи детей с нарушениями слуха, являются:

  • Степень снижения слуха – дети со слуховыми нарушениями говорят хуже настолько, насколько плохо слышат.
  • Возрастной период возникновения патологического нарушения слуха – чем раньше возникли дефекты слуха, тем тяжелее нарушения речи, вплоть до появления глухоты.
  • Условия развития ребёнка и наличие правильных психокоррекционных мероприятий – чем раньше применяются специальные мероприятия для развития и сохранения правильной речи, тем выше результативность.
  • Физическое развитие общего характера и психическое развитие ребёнка – более полноценная речь отмечается у детей с хорошим физическим развитием, крепким здоровьем и нормальным психическим развитием. У детей с ослабленным здоровьем (пассивных, вялых детей) и нарушениями в психике будут наблюдаться существенные дефекты речи.

trusted-source

[18], [19], [20]

В раннем возрасте слух может нарушаться в случае беременности с особо высоким риском развития пороков плода, инфекций, приема некоторых лекарств, алкогольных напитков, наркотических веществ. Реже встречаемые причины — перенесенный в раннем возрасте менингит, патологии слуха, передаваемые по наследству.

Факторы, которые могут стать причиной патологии слуха:

  • ранние роды, малый вес новорожденного (менее 1500 грамм);
  • внутриутробная гипоксия;
  • употребление лекарств, влияющих на слуховой нерв;
  • травмы, полученные ребенком при рождении.

В младенческом возрасте патологии слуха развиваются при:

  • бактериальном менингите;
  • перенесенной кори, паротит;
  • перенесенная химиотерапия;
  • хроническое воспаление уха, слухового нерва;
  • артрогриппозе, синдроме Мебиуса.

Высокая степень нарушений слуха отмечается при:

  • Пороках развития среднего уха;
  • Церебральных двигательных нарушениях;
  • Остановке речевого развития;
  • Изменениях в поведении – ребенок проявляет агрессию, шумит, не общается.

[5], [6], [7], [8]

Дети иногда страдают врожденной глухотой, которая может передаваться генетически. По статистике, на каждые 10 тысяч детей 10 из них рождаются глухими. Генетики обнаружили перечень генов, отвечающих за развитие глухоты. Однако полностью это явление ещё не исследовано.

В некоторых случаях дети могут рождаться с дефектами органа слуха – это аномалия развития перепонки, слуховой косточки, что мешает нормальному прохождению звука.

Тугоухость у ребенка: как определить и корректировать нарушения слуха

Что касается более старших детей, то здесь понижение слуха часто связано с воздействием громкой музыки и прочих звуковых эффектов. Громкий шум воспроизводится в наушниках, раздается в клубах, на концертах и дискотеках. Такая нагрузка на слуховые органы называется чрезмерной звуковой стимуляцией. Опять же, по статистике, от подобной стимуляции проблемы имеют почти 17 млн. жителей США.

Доказано, что даже полминуты звукового воздействия порядка 140 децибел вызывает опасные изменения в слуховых волосках, участвующих в передаче звуковой волны.

Очень часто шум в ушах и снижение слуха возникают при продолжительном прослушивании громкой музыки в наушниках, особенно вакуумных. Кстати, французское правительство ещё в 60 годах прошлого века утвердило закон, согласно которого ограничивается звуковая интенсивность в плейерах до 100 децибел. Помимо этого, на всех звуковых устройствах, продаваемых во Франции, всегда обозначают, что громкое и продолжительное прослушивание представляет опасность для слуховых органов. Стоит ли говорить, что постоянный шум негативно воздействует не только на уши, но и на психическое состояние человека.

Фонематическим (речевым) слухом называют возможность уловить и идентифицировать звучание (фонемы) родной речи, определять смысловую нагрузку слов, предложений, текстов. Такая разновидность слуха позволяет отличить громкость разговора, интонацию, голосовой тембр.

Говорят, что ребенок получает с рождения абсолютный слух. Однако, не поддерживая и не развивая его, с возрастом «абсолютность» постепенно сходит на нет. Чтобы этого не произошло, слух необходимо всесторонне развивать.

Еще неродившийся ребенок способен слышать огромное количество звуков. Среди них – сокращения сердца матери, шум околоплодных вод, внешние звуки. При рождении малыш способен слышать даже то, на что взрослый человек вряд ли обратит свое внимание. Особенность взрослого – акцентировать внимание только на тех вариантах звука, которые в данное время ему необходимы, при этом совершенно игнорируя остальные. Только что родившийся ребенок еще не умеет сосредотачивать свое внимание и разделять звуки на нужные и ненужные. Этому он должен научиться.

Фонематический слух как раз и помогает выделить из обычного шума отдельные звуки. Для начала малыш начинает определять отдельные звуки, которые он слышит наиболее часто: это голоса родителей, собственное имя. Именно поэтому зачастую первым произнесенным словом малыша является слово, слышимое им чаще всего.

Если в раннем детстве ребенка окружают музыкальные звуки, в том числе и колыбельные, которые поет ему мама, можно говорить о том, что в будущем у малыша может закрепиться и музыкальный слух. Конечно, такой слух также нужно развивать: вместе с ребенком слушать и разбирать музыкальные произведения, осваивать ритмы, чего можно добиться простыми игровыми танцами с ребенком. Малыш должен научиться отличать добрую музыку от агрессивной, задорную от грустной и т. д.

Что ожидает ребенка, если не уделять внимания развитию его слуха? Приведем пример: в глухонемой семье появился малыш, способный как слышать, так и говорить. Разговор он слышит не так часто, как это необходимо, не понимает его значимость в социальном мире, он теряет способность различать звуки, тем более повторять их и использовать для собственного общения. Как правило, такие детки либо вовсе не умеют говорить, либо делают это недостаточно хорошо.

Тугоухость у ребенка: как определить и корректировать нарушения слуха

По этим же причинам изучать иностранный язык намного легче, находясь в среде, где все окружающие общаются на данном языке. У любого человека присутствует природный дар подражания и улавливания звуковых отличий.

Упражнения на развитие речевого слуха необходимо проводить, начиная уже с того момента, когда ребенок начинает реагировать на звуки, сначала показывая ему источник звучания, в дальнейшем объясняя, что и как позволило воспроизвести данный звук. Как определить, достаточно ли развивается фонематический слух у вашего малыша?

Мы приведем вам несколько занятий, которые можно применять как в качестве диагностики развития, так и в развивающем плане. При выполнении упражнений учитывайте возраст ребенка: трехлетний малыш может не справиться с последним упражнением, но если это происходит в 6-7 лет, развитию его слуха необходимо срочно помогать.

Генетическое нарушение слуха

Генетическое нарушение слуха может относиться к двум категориям:

  • несиндромальной (изолированной),
  • синдромальной.

К несиндромальным нарушениям относится тугоухость, которая не имеет никаких других сопутствующих симптомов, которые передаются по наследству. Такие нарушения слуха встречаются в семидесяти процентах случаев глухоты, обусловленной наследственностью.

Тугоухость у ребенка: как определить и корректировать нарушения слуха

Синдромальные нарушения слуха вызваны снижением слуха в совокупности с другими факторами, например, заболеваниями иных органов и систем. Синдромальные нарушения встречаются тридцати случаях глухоты, обусловленной наследственностью. В медицинской практике зафиксировано боле четырёхста различных синдромов, одним из проявлений которых бывает глухота. К таким синдромам относятся:

  • синдром Ушера – одновременное нарушение слуховой и зрительной систем,
  • синдром Пендреда – при котором тугоухость сочетается с гиперплазией щитовидной железы,
  • синдром Жервелла – Ланге-Нильсона – обуславливает комбинацию глухоты и аритмию сердца с появлением большего интервала QT,
  • синдром Ваарденбурга – описывает нарушение слуховой системы в сочетании с появлением пигментации.

Если принять во внимание тип наследования дисфункций слуха, то их можно разделить на следующие виды:

  1. Аутосомно-рецессивные, к которым относятся семьдесят восемь процентов случаев.
  2. Аутосомно-доминантные, к которым относятся двадцать процентов случаев.
  3. Х-сцепленные, к которым относится один процент случаев.
  4. Митохондриальные, к которым относится один процент случаев.

В современной медицине выявлено более ста генов, которые при мутации отвечают за нарушения слуха. Каждая популяция людей имеет свои конкретные, отличные от других популяций мутации. Но можно с уверенностью заметить, что приблизительно в трети случаев генетических нарушений слуха причиной подобных негативных трансформаций выступает мутация гена коннексин 26 (GJB2). Европеоидная раса более всего подвержена мутации гена 35delG.

Симптоматика

Приобретенное нарушение слуха развивается в течение нескольких лет и долгое время никак не проявляется.

Первые клинические признаки патологии:

  • Больной переспрашивает одно и тоже несколько раз,
  • Слушает радио или телевизор на повышенной громкости,
  • Плохо воспринимает речь окружающих, особенно голоса женщин и детей,
  • Быстро утомляется во время беседы,
  • Избегает посещения общественных мест.

Потеря слуха проявляется развитием звуковой гипочувствительности у больных. Они плохо слышат во время жевания и в шумной обстановке, говорят тихо, с трудом различают высокочастотные звуки, легко воспринимают бормотание и крики, часто жалуются на звон в ушах и ощущение того, что ухо заложено. В зависимости от причин потеря слуха может быть легкой или тяжелой, временной или постоянной.

Тугоухость у ребенка: как определить и корректировать нарушения слуха

У детей нарушение слуха проявляется отсутствием реакции на внешние раздражители — громкие звуки. Если ребенок плохо слышит, он не просыпается в ответ на громкий внезапный шум, а продолжает спокойно спать. Он не может определить источник шума, не имитирует звуки, плохо понимает окружающих, отстает от сверстников в развитии речи и психики.

Эти особенности мешают слабослышащим детям овладевать необходимыми знаниями. У них нарушается процесс формирования мышления и познавательной деятельности. Такие дети в наибольшей степени повержены ушным инфекционным заболеваниям. У них чаще обнаруживают олигофрению, ДЦП, тяжелые психические и соматические процессы.

Тугоухость характеризуется нормальным восприятием громкой и членораздельной речи, сказанной близко к уху. При этом у слабослышащих детей ограничены возможности к полноценному общению. Глухие слышат определенных речевые тона, но не различают и не воспринимают речь.

Признаки слабого слуха у очень маленьких детей выявить крайне сложно. Более-менее очевидные симптомы начинают проявляться лишь по достижении 12-18-месячного возраста. Именно в этот период ребенок должен произнести первые слова. Однако даже при наличии проблем со слухом ребенок может эффективно приспосабливаться к окружающей среде, компенсируя этот недостаток при помощи зрения и осязания. Часто это маскирует от родителей наличие проблемы.

Нарушение слуха у пожилых людей

Большая часть людей с приобретёнными нарушениями слуха относятся к пожилому или старческому возрасту. Нарушение слуха у пожилых людей связано с возрастными изменениями, в результате которых происходят дегенеративные трансформации в органах слуха. Изменения органов слуха из-за возраста касаются всех отделов слуховой системы, начиная от ушной раковины и заканчивая зоной слухового анализатора в коре головного мозга.

Тугоухость у людей пожилого возраста представляет собой сложный и комплексный процесс, который внимательно изучают специалисты. Старческую тугоухость именуют термином «пресбиакузис» и подразделяют на два вида:

  • кондуктивный,
  • сенсоневральный.

Кондуктивный вид старческой тугоухости вызван изменениями дегенеративного характера, происходящими в среднем ухе, а также снижением эластичности тканей черепа.

Сенсоневральный вид старческой тугоухости имеет четыре подвида, вызванный различными причинами:

  • сенсорный – вызванный атрофией волосковых клеток органа Корти,
  • невральный – связанный со снижением количества нервных клеток, имеющихся в спиральном ганглии,
  • метаболический – обусловленный атрофическими изменениями сосудистой полоски, ослабляющих метаболические процессы в улитке,
  • механический – связанный с атрофическими трансформациями главной мембраны улитки.

Тугоухость у ребенка: как определить и корректировать нарушения слуха

Некоторые специалисты придерживаются иной классификации старческой тугоухости. При этом описываются три вида нарушений слуха возрастной природы:

  • пресбиакузис – это тугоухость, вызванная внутренними факторами генетического и физиологического характера,
  • социокузия – тугоухость, которая обусловлена факторами внешнего характера, которые способствуют сильному изнашиванию органов слуховой системы,
  • профессиональная шумовая тугоухость – нарушение слуха, которое возникает под воздействием сильных промышленных шумов на месте работы индивида.

Причины понижения слуха у детей

[18], [19], [20]

Фонематический слух – это способность различать фонемы языка, а именно анализировать и синтезировать их, что выражается в понимании смысла речи, сказанной на определённом языке. Фонемы представляют собой самые малые единицы, их которых состоит любой язык; из них состоят структурные составляющие речи – морфемы, слова, предложения.

При восприятии речевых и неречевых сигналов имеются различия при работе системы слуха. Неречевой слух представляет собой возможность человека воспринимать и обрабатывать неречевые звуки, а именно музыкальные тона и различные шумы. Речевой слух представляет собой способность человека воспринимать и обрабатывать звуки человеческой речи родного или иного языков.

Нарушения фонематического слуха встречаются у детей и взрослых. Причины нарушения фонематического слуха у детей нижеследующие:

  1. Отсутствие сформированности акустических образов отдельных звуков, при которой фонемы не могут различаться по звучанию, что вызывает при говорении замену одних звуков другими. Артикуляция оказывается недостаточно полноценной, поскольку не все звуки ребёнок может выговорить.
  2. В некоторых случаях у ребёнок может артикулировать все звуки, но при этом, не умеет различить, какие звуки ему нужно выговорить. При этом одно и тоже слово может произноситься ребёнком по-разному, поскольку фонемы смешиваются, что носит название смешения фонем или взаимозамены звуков.

Тугоухость у ребенка: как определить и корректировать нарушения слуха

При нарушениях речевого слуха у ребёнка появляется сенсорная дислалия, что означает невозможность правильно произносить звуки. Выделяют три формы дислалии:

  • акустико-фонематическую,
  • артикуляторно-фонематическую,
  • артикуляторно-фонетическую.

Акустико-фонематическая дислалия отличается наличием дефектов оформления речи с помощью звуков, что вызвано невозможностью полноценно обработать фонемы языка из-за аномалий в сенсорном звене системы восприятия речи. При этом, необходимо отметить, что у ребёнка не имеется нарушений слуховой системы, то есть отсутствует тугоухость или глухота.

Нарушение фонематического слуха у взрослых обусловлено локальными поражениями головного мозга, а именно:

  • сенсорной височной афазией,
  • сенсорной афазией ядерной зоны звукового анализатора.

Лёгкие случаи сенсорной височной афазии характеризуются пониманием отдельных слов или коротких фраз, особенно тех, которые употребляются каждодневно и относятся к постоянному распорядку дня больного. При этом наблюдается расстройство фонематического слуха.

Тяжёлые случаи сенсорной афазии характеризуются полным непониманием речи больным человеком, слова перестают для него иметь смысловую нагрузку и превращаются в сочетание непонятных шумов.

Сенсорная афазия, выраженная в поражении ядерной зоны звукового анализатора не только приводит к нарушению фонематического слуха, но и к тяжёлому расстройству речи. В результате чего появляется невозможность различия звуков устной речи, то есть понимать речь на слух, как и других речевых форм. У таких больных отсутствует активная спонтанная речь, затруднено повторение услышанных слов, нарушено письмо под диктовку и чтение.

[5], [6], [7], [8]

Причины нарушения зрения и слуха, как у взрослых, так и детей могут быть обусловлены врожденными и приобретенными патологиями. Причины нарушения слуха делятся на несколько категорий. К первой категории относят:

  1. Наследственные патологии структуры анализатора слуха. Это почти половина всех зафиксированных случаев нарушения слуха в раннем возрасте.
  2. Внешние и внутренние причины. Как правило, к таким причинам относятся вредное воздействие на плод во время беременности – перенесенная краснуха, грипп, паротит, прием токсичных антибиотиков, резус-конфликт плода и матери. Также злоупотребление алкоголем, наркотиками, работа, связанная с высоким шумовым порогом, запыленностью и др. (особенно в первом триместре беременности) влекут за собой патологии слуха у плода.
  3. Развитие нарушений слуха у здорового человека может развиться несколькими путями.
  • Вследствие перенесенной инфекции внутреннего уха и слухового нерва. Особенно часто снижение слуха наблюдается после перенесенного менингита, туберкулезного менингита, скарлатины.
  • В результате приема антибиотиков ототоксического действия (канамицина, стрептомицина, неомицина и др.).
  • Операции на среднем ухе, травмы, влекущие разрыв слуховых косточек, вегетации носоглоточной миндалины.

Нарушение зрения также бывает врожденным и приобретенным. К нарушениям зрения относят любое несоответствие базовых зрительных функций – остроты зрения, цветоразличения, изменение поля зрения, характера зрения, глазодвигательных функций. В свою очередь, причина ухудшение остроты зрения кроется в нарушении преломляющей функции, такого рода патологий три:

  • Близорукость (изображение фиксируется перед сетчаткой)
  • Дальнозоркость (изображение фиксируется за сетчаткой)
  • Астигматизм (преломление лучей происходит в нескольких разных меридианах).

Нарушение глазодвигательной функции – косоглазие и нистагм, возникают при параличе глазных мышц или при опухолях, инфекциях, интоксикации, кровотечении. Чаще всего косоглазие у детей развивается именно после перенесенных инфекций или после перенесенного испуга. Нистагм (высокочастотное колебание зрачка) является врожденным генетическим отклонением, формирующимся во внутриутробный период, в родовой и послеродовой период (при полученной родовой травме).

Амблиопия – дисфункция поля зрения. Встречается при различных формах косоглазия, при врожденных аномалиях рефракции, опухолях, катаракте, истерии и др.

Нарушение цветового восприятия врожденного характера может быть полным или частичным (не воспринимаются некоторые цветовые пары и человек видит объекты в красно- или голубовато-зеленых цветах). Если при врожденной патологии плохо воспринимаются красно-зеленые цвета, то при приобретенной – красный, зеленый, синий.

Причины нарушения зрения и слуха необходимо установить как можно скорее, даже врожденные патологии на раннем этапе поддаются корректировке и стабилизации при своевременном обнаружении. Приобретенные патологии при должном лечении также можно стабилизировать, полностью или частично ликвидировав причину.

[9], [10], [11], [12], [13]

Причины стойких нарушений слуха классифицируются как врожденные и приобретенные. Врожденные патологии, такие как атрезия слухового прохода (заращение), атрофия слухового нерва встречаются нечасто. Заращение слухового прохода встречается в комплексе и с другими дефектами ушной раковины, как ее недоразвитие и сужение евстахиевой трубы.

Тугоухость у ребенка: как определить и корректировать нарушения слуха

Приобретенное нарушение слуха развивается по разным причинам. Тяжелое стойкое нарушение слуха возникает обычно при повреждении слухового нерва, дефектов во внутреннем ухе. Основные причины нарушения слуха это:

  • Стойкие осложнения после острых воспалительных процессов во внутреннем ухе (средний отит).
  • Болезни носоглоточной полости и носа.
  • Инфекции — стойкое нарушение слуха и поражение слухового нерва как следствие перенесенного менингита, гриппа, паротита; воспаление среднего уха, лабиринтит и средний отит как осложнение после кори, скарлатины (поражаются и гибнут слуховые рецепторы).
  • Опухолевые заболевания.

Причины стойких нарушений слуха при своевременном диагностировании подвергаются полному устранению или частичной корректировке, что дает гарантию восстановления слуха. Исходя из перечня причин приобретенных стойких нарушений слуха, можно проводить своевременное комплексное лечение и профилактику заболеваний лор-органов.

Причины нарушения фонематического слуха бывают функциональными и механическими. Фонематический слух – это способность воспринимать и синтезировать речь, то есть понимать фонемы речи. Механическое нарушение обусловлено недоразвитием или другими проблемами костно-мышечного аппарата. К этой категории относятся дефекты и укорочение подъязычной связки, малая подвижность языка, аномалии развития языка (когда он заужен или слишком мал), малый тонус язычных мышц, аномалии челюсти:

  • подтверждение прогнатии;
  • подтверждение прогении;
  • подтверждение прямого прикуса;
  • подтверждение открытого бокового прикуса;
  • подтверждение неправильного строения зубов, дефекты неба ( высокий небный свод, низкий небный свод, уплощение неба, утолщение губы и отвисание челюсти, укороченная верхняя челюсть).

Функциональные причины отмечаются при:

  • неправильном речевом воспитании внутри семьи;
  • подражании ребенка людям с дефективной речью;
  • многоязычии в семье;
  • долгом сосании пустышки, при сосании большого пальца, что ведет к неправильному тонусу и неподвижности аппарата артикуляции (язык, нижняя челюсть).

Причины нарушения фонематического слуха при своевременной дифференциации и должным образом оказанной помощи не приводят к стойким необратимым нарушениям восприятия речи. Бороться с проблемами восприятия и синтезирования фонем речи у ребенка можно самостоятельно, следуя рекомендациям врача или же обратившись за помощью к логопеду.

[14], [15]

Слуховая система человека обладает очень сильной чувствительностью. Поэтому чрезмерный кратковременный звук, или продолжительный, но неинтенсивный шум (например, на производстве) могут вызвать постоянный шум в ушах и снижение слуха.

Помимо этого, причины могут быть и другие:

  • вирусные заболевания, а точнее, их осложнения (последствие ангины, гриппа, кори, свинки, скарлатины и пр.);
  • поражение хламидией;
  • воспалительные процессы, затрагивающие слуховые органы (например, отит);
  • общие интоксикации организма (воздействие препаратов свинца или ртути);
  • черепно-мозговая травма, повреждение барабанной перепонки или слухового нерва (к примеру, при глубоком нырянии или при механическом воздействии);
  • повышенное кровяное давление, заболевания сосудов (расстройство кровоснабжения внутреннего органа слуха);
  • лекарственная терапия ототоксическими препаратами.

Диагностика

Диагностика нарушения слуха включает множество способов и тестов, целью которых является определение причины патологии и выяснение уровня поражения слухового анализатора. Специалистами в области расстройства слуха являются оториноларингологи, сурдологи и аудиологи.

834759873498573498753987458

отоскопия

Диагностические мероприятия при нарушении слуха:

  1. Отоскопия — медицинская процедура, применяемая в отоларингологии для выявления и лечения заболеваний органов слуха с помощью специального прибора — отоскопа и источника света.
  2. Пробы с камертоном позволяют оценить степень потери слуха и определить костную и воздушную звукопроводимость уха.
  3. Аудиометрия — метод исследования слабослышащих больных, позволяющий определить их способность различать звуки и более точно измерить слух человека. С помощью электроакустического прибора врач выстраивает аудиограмму.
  4. Импедансометрия — измерение акустического сопротивления звукопроводящих структур уха. Тимпанометрия оценивает состояние и подвижность слуховых косточек, а рефлексометрия — сократительную способность внутриушных мышц. Импедансометрия — обязательная процедура при обследовании слабослышащих или глухих пациентов, позволяющая обнаружить экссудативный отит, отосклероз, а также правильно подобрать и настроить слуховой аппарат.
  5. Компьютерная или магнитно-резонансная томография проводится с целью выявления травматических и воспалительных изменений в структурах уха и черепа.

Врожденные нарушения слуха у детей обычно диагностируются при помощи аудиологического скрининга. Все дети в течение первого месяца после рождения должны пройти эту процедуру. Сделать это можно во многих больницах. Если ваш ребенок не проходил аудиологический скрининг, поговорите с врачом.

Для выявления признаков нарушения слуха у ребенка ответьте на следующие вопросы. Если на все из них вы ответили «нет», спросите у врача о целесообразности прохождения скрининга.

Да Нет
Ребенок периодически пугается резких громких звуков, таких как кашель, крик, лай собаки или хлопок ладонями?
Когда ребенок спит в тихой комнате, начинает ли он шевелиться или просыпается ли от звука вашего голоса или каких-то других шумов?
Когда ребенок плачет, успокаивается ли он хотя бы на мгновение, услышав музыку, громкий звук или вашу речь?
В возрасте от 3 до 4 месяцев поворачивает ли ребенок иногда голову вслед источнику звука?
Узнает ли малыш голос мамы лучше, чем остальные голоса?

От 4 до 8 месяцев

Да Нет
Оборачивается ли ребенок в направлении источника звука, если таковой находится вне его периферического зрения?
Когда вы находитесь в тишине, меняется ли выражение лица ребенка или раскрывает ли он шире глаза от внезапного шума или голоса?
Нравятся ли малышу звенящие колокольчики, пищащие игрушки или шум погремушек?
После достижения 6-месячного возраста пытается ли малыш отвечать или агукать на чей-то разговор или шум?
К 6-месячному возрасту ребенок издает больше 4 различных звуков?

От 8 до 12 месяцев

Да Нет
Поворачивается ли ребенок быстро и прямо к источнику негромкого звука, произнесению его имени или шуму, источник которого находится за пределами его периферического зрения?
Варьируется ли громкость интонации ребенка, когда он пытается что-то говорить?
Произносит ли ребенок четкие раздельные согласные звуки (такие как м, б, п, г)?
Нравится ли малышу музыка? Замечали ли вы, как он слушает ее, танцует или подпевает?
Понимает ли малыш слово «нет»?

Профилактика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.). В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Камертон

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Классификация

Нарушения слуха можно разделить на несколько типов:

  • Кондуктивные – возникающие из-за блокировки любого качества, которая появляется во внешнем или среднем ухе. При этом звук не может нормально проникать во внутреннее ухо.
  • Невральные – возникают вследствие полной утраты мозгом способности воспринимать и обрабатывать электрические импульсы. В некоторых случаях мозг не может правильно расшифровать полученные сигналы. К данным нарушениям относится и «слуховая диссинхронизация» или «нейропатия».
  • Сенсорные – появляются, если имеются нарушения функционирования волосковых клеток внутреннего уха. Вследствие чего улитка не может в нормально улавливать звуки.
  • Сенсоневральные – комбинированные нарушения, при которых имеются дисфункции волосяных клеток, а также большие неточности при восприятии и обработке мозгом сигналов звуковой природы. К подобным типам нарушений относятся стойкие, потому что практически невозможно установить, как улитка и мозг участвуют в снижении слуха. Самая большая сложность в правильном диагнозе отмечается при обследовании маленьких детей.
  • Смешанные – к ним относятся синтез сенсоневральных и кондуктивных нарушений. При такой потере слуха звуковые сигналы не могут нормально передаваться от внешнего и среднего уха ко внутреннему, а также имеются нарушения функционирования внутреннего уха, зон мозга и невральных частей системы слуха.

[21], [22], [23], [24], [25]

В современной практике имеется несколько классификаций слуховых нарушений. Одна из наиболее популярных – классификация нарушений слуха профессора Б. С. Преображенского. В её основу положено уровень восприятия устной громкой речи и речи, сказанной шёпотом. Исследование восприятия громкой речи необходимо в силу того, что в ней имеются элементы шепотной речи, а именно, глухие согласные и безударные части слова.

По этой классификации имеется четыре степени нарушения слуха: лёгкая, умеренная, значительная и тяжёлая. Лёгкая степень характеризуется восприятием разговорной речи на расстоянии от шести до восьми метров, а шепотной – от трёх до шести метров. Умеренная степень нарушения слуха диагностируется, когда разговорная речь воспринимается на расстоянии от четырёх до шести метров, шепотная – от одного до трёх метров.

Значительная степень слуховых нарушений определяется при понимании разговорной речи на дистанции от двух до четырёх метров, а шепотной речи – от ушной раковины до одного метра. Тяжёлая степень слуховых нарушений выделяется в случае понимания разговорной речи на дистанции от ушной раковины до двух метров, а шепотной – от полного непонимания до различения на расстоянии в полметра.

[26], [27], [28]

Выделяют несколько классификаций нарушения слуха: по этиологии, по степени выраженности, по локализации патологического процесса.

  • 74897489538457

    строение уха

    Сенсорный тип — дисфункция волосковых клеток и улитки внутреннего уха, обусловленная врожденными аномалиями или воздействием интенсивного шума.

  • Невральный или центральный тип — утрата способности головного мозга воспринимать и обрабатывать нервные импульсы, поступающие в слуховые центры по нервным волокнам.
  • Сенсоневральный тип – патология чувствительных клеток лабиринта, нервных волокон и центров слуха в головном мозге, нарушающая нормальную передачу звуков по слуховому нерву. Этот вид тугоухости встречается чаще всего.
  • Кондуктивный тип — дисфункция звукопроводящей системы уха, препятствующая нормальному проведению и усилению звуковых сигналов. Нарушения слуха возникают при инфекционном воспалении наружного и среднего отдела слухового анализатора, при наличии новообразований и повреждений барабанной перепонки.
  • Смешанный тип – нарушение передачи звукового сигнала от наружного уха к внутреннему и его восприятия головным мозгом.

В зависимости от локализации патологического процесса нарушение слуха подразделяют на одностороннее и двустороннее или бинауральное.

Тугоухость по скорости развития подразделяется на внезапную, острую и хроническую:

  1. Внезапная — развивается стремительно на фоне вирусной инфекции или лечения некоторыми медикаментами, травами. Обычно патология самостоятельно проходит, в довольно редких случаях остаются необратимые последствия.
  2. Острая — постепенное снижение слуха в течение 5 дней.
  3. Хроническая — прогрессирующее ухудшение слуха, развивающееся в течение нескольких месяцев.

Кондуктивные нарушения слуха

4753894758937498893

Кондуктивные нарушения слуха характеризуются наличием ухудшения проводимости звуков благодаря дефектам в наружном или среднем ухе. Нормальную проводимость звуковых сигналов обеспечивают только правильно функционирующие слуховой проход, барабанная перепонка и ушные косточки. При любых нарушениях вышеперечисленных органов наблюдается частичное снижение слуха, названное тугоухостью.

Кондуктивные нарушения слуха возникают вследствие:

  • непроходимости слухового прохода,
  • аномалий в строении и функционировании среднего уха, а именно барабанной перепонки и/или ушных косточек.

Сенсоневральные нарушения слуха обусловлены дефектами функционирования внутреннего уха (улитки), или нарушением правильной работы слухового нерва, или отсутствием возможности определённых мозговых зон воспринимать и обрабатывать звуки. В первом случае наблюдается патологическая деформация волосковых клеток, которые расположены в кортиевом органе улитки.

Во втором и третьем случаях сенсоневральные нарушения слуха возникают из-за патологии VIII черепного-мозгового нерва или отделов мозга, которые отвечают за слуховую систему. При этом достаточно редким явлением считается нарушение функционирования исключительно слуховых зон мозга, которое называется центральным нарушением слуха. В этом случае больной может слышать нормально, но при настолько низком качестве звука, что он не может вообще понять слова других людей.

Сенсоневральные нарушения органов слуховой системы могут приводить к глухоте различных степеней – от низкой до высокой, а также к потере слуха в полном объёме. Специалисты считают, что сенсоневральная тугоухость чаще всего вызвана патологическими изменениями функционирования волосковых клеток улитки.

[29], [30], [31], [32]

Кондуктивные нарушения слуха вызваны невозможностью его проводимости в нормальном виде через слуховой проход вследствие нарушений в наружном и среднем ухе. Особенности кондуктивной тугоухости были описаны в предыдущих разделах.

[33], [34], [35]

75873498573849

Чаще всего приводит к снижению слуха повреждение звукопроводящих путей. Это кондуктивная тугоухость — наиболее распространенная форма заболевания. Развивается при травмах уха, осложнениях отита, аденоидов, тонзиллита. Слух снижается при накоплении ушной серы и образовании пробок, мешающих прохождению звуковых волн в сторону барабанной перепонки. Также кондуктивную тугоухость вызывают нарушения кровообращения, сильные звуки, действующие не менее 6 ч ежедневно.

Типичные причины уплотнения вязкого секрета и образования пробки в слуховом проходе — неправильный гигиенический уход, привычка ковырять в ушах неподходящими предметами. Маленькие дети засовывают в слуховой канал мелкие ягоды, детали игрушек. Ребята постарше чаще страдают от попавших в уши насекомых. Серную пробку, инородное тело осторожно извлекают из слухового прохода в амбулаторных условиях.

Хронический отит, который развивается на фоне хронического аллергического ринита у детей, может привести к глухоте в детстве.

Сопровождается временным или постоянным снижением слуха гнойный отит. На барабанной перепонке гной «расплавляет» отверстие, тогда слух со стороны больного уха отсутствует. При заживлении могут образоваться крупные грубые рубцы, которые становятся причиной постоянной потери слуха.

Кондуктивная тугоухость варьируется от небольшого нарушения восприятия звука до полной глухоты. На начальной стадии ребенок жалуется на заложенность, словно звук проникает через вату. Другие симптомы заболевания: боли в ушах и сильные головные боли.

Необходимо вовремя обращаться к врачу, если у ребенка возникли проблемы со слухом. Лечение заболевания эффективно, особенно на первых двух стадиях. Специалист определит стадию развития тугоухости и назначит адекватную терапию в зависимости от причины недуга.

Развивается при повреждении чувствительных клеток внутренней части органа слуха. Среди основных причин — серьезные инфекционные заболевания (корь, свинка, краснуха, герпес). Ототоксическим эффектом обладают некоторые антибиотики в сочетании с фуросемидом, аспирином. Вирусы могут вызывать острую нейросенсорную тугоухость у детей. При врожденной форме дефекта не происходит формирование чувствительного аппарата внутреннего уха.

Причины врожденной сенсоневральной тугоухости у детей:

  • внутриутробные инфекции: краснуха, хламидиоз, сифилис;
  • рождение от матери, злоупотребляющей алкоголем, принимающей наркотики;
  • врожденные пороки развития;
  • недоношенность;
  • синдром Дауна.

Если внутриутробная инфекция — краснуха, то у новорожденного проявляется синдром Грега: глухота, катаракта, болезни сердца.

При нейросенсорной тугоухости первой степени звуки окружающего мира воспринимаются, но ограниченно. Ребенок может ощущать постоянный шум в ушах. На протяжении многих лет происходит ухудшение слуха.

Лечат тугоухость с помощью лекарств, улучшающих функции внутреннего уха. Тяжелые степени заболевания практически не поддаются исправлению, необходимо пожизненно пользоваться слуховым аппаратом. Современные приборы позволяют малышам лучше слышать. Они учатся понимать речь и говорить в соответствии с возрастом.

Правильно подобранные слуховые аппараты помогают предотвратить отклонения в развитии детей, которые неизбежно возникают при развитии глухоты. Есть мини-системы, разработанные специально для маленьких ушей ребенка.

Объективные методы исследования слуховой функции

Лечение невриномы слухового нерва проводится путем ее хирургического удаления, с помощью лучевой терапии, а также методом радиохирургии. Но в некоторых случаях, к примеру, при длительном нарушении слуха или маловыраженной симптоматике (особенно у лиц пожилого возраста) прибегают только к динамическому наблюдению за течением болезни с периодическими контрольными обследованиями.

Удаление невриномы слухового нерва путем открытого оперативного вмешательства необходимо, если у пациентов молодого и среднего возраста опухоль растет и заболевание прогрессирует, или когда возникли рецидивы после первой операции по поводу ее удаления. А к облучению или радиохирургии прибегают, когда размеры невриномы небольшие, а симптомы заболевания выражены незначительно.

Лечение невриномы слухового нерва с помощью ее облучения не удаляет новообразование и применяется, чтобы замедлить или остановить его дальнейший рост. Лучевая терапия — фракционированная стереотаксическая радиотерапия — проводится неоднократно небольшими дозами. Однако, как отмечают медики, фракционированное облучение применятся в терапии невриномы слухового нерва в самую в последнюю очередь — из-за риска появления опухолей в обученных тканях мозга.

Радиохирургия является более современной методикой лучевой терапии, использующей высокую дозу ионизирующего излучения. Поток гамма-лучей при помощи аппаратов Гамма-нож и Кибер-нож фокусируется точно на опухоль – благодаря системе стереоскопической рентгеновской навигации. Кроме позитивных результатов, радиохирургия при невриномах слухового нерва имеет и другие преимущества.

Во-первых, здоровые ткани мозга облучаются в минимальных дозах. Во-вторых, это лечение не причиняет боли. В-третьих, радиохирургия относится к не травмирующим методикам, поэтому период реабилитации пациентов после такого лечения значительно короче, чем после обычного хирургического вмешательства.

Решение о прямом хирургическом вмешательстве принимается на основании всестороннего анализа клинической картины болезни у конкретного пациента – с учетом его возраста, общего состояния, размеров новообразования и показателя снижения слуха. Главная цель, которую преследует операция при невриноме слухового нерва – удалить опухоль и остановить патологический процесс. Но вернуть утраченный слух с помощью скальпеля невозможно.

Чтобы добраться до невриномы, хирургу нужно попасть во внутренний слуховой проход — костный канал длиной 10-12 мм и диаметром около 5 мм. Проход начинается отверстием на задней поверхности пирамиды височной кости черепа, пересекает ее и доходит до мостомозжечкового угла, который расположен между мозговым стволом и мозжечком.

В нейрохирургии разработаны три способа (хирургических подхода) для удаления невриномы слухового нерва: транслабиринтный, субокципитальный и через среднюю черепную ямку.

При транслабиринтном доступе (через наружную стенку лабиринтной части среднего уха) вскрытие черепа (краниотомия) производится за ухом, удаляется небольшой сегмент среднего уха, а затем и сама опухоль. При этом подходе можно видеть нерв и удалить всю невриному, но после операции пациент безвозвратно утрачивает способность слышать этим ухом. Кроме того, в большом количестве случаев наблюдается стойкое нарушение функций вестибулярного нерва, который образует пару со слуховым.

Субокципитальный (подзатылочный) доступ производится путем вскрытия черепа в зоне под затылком и применяется для удаления опухолей значительных размеров. После такой операции шансов сохранить оставшийся слух намного больше. Согласно статистике, при удалении невриномы слухового нерва размером 3 см и более слух удается сохранить почти у четверти прооперированных пациентов.

2342342342353453

Если удаление невриномы слухового нерва решено производить через среднюю черепную ямку (которая находится между большими крыльями клиновидной кости, турецким седлом и передней поверхностью пирамиды височной кости), значит, размер невриномы не превышает 1,5-2 см в диаметре, и сохранение слуха возможно. По некоторым данным, слух сохраняется в диапазоне 15-45% подобных операций.

Хирургическая операция при данной патологии производится под общим наркозом, с краниотомией (трепанацией черепа). Послеоперационный период при невриноме слухового нерва достаточно продолжительный. Кроме того, не исключается возможность повреждения в ходе операции других нервов, расположенных в зоне вмешательство в структуры головного мозга. Именно из-за этих повреждений у прооперированных больных могут возникать различные осложнения.

Так, при повреждении вестибулярного нерва наблюдается нарушение равновесия, которое со временем может пройти. Но отсутствие координации различных мышц (атаксия) грозит быть пожизненной. И вообще, как говорят нейрохирурги, после подобной операции вестибулярный нерв очень редко функционирует нормально.

Если был задет лицевой нерв, возможны проблемы с закрыванием глаза (лагофтальм) и периферический паралич лицевых мышц (прозоплегия). Нарушение тройничного нерва (V пары) выражается в нарушениях чувствительности на лице. Проблемы с глотанием после операции свидетельствуют о повреждении, нанесенном таким черепным нервам, как языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.

А когда новообразование было удалено со ствола мозга, то в послеоперационный период при невриноме слухового нерва (а также все остальное время) пациенты могут ощущать онемение частей туловища с противоположной от пораженного нерва стороны — контралатеральную парестезию.

К объективным методам исследования слуховой функции относят измерение акустического импеданса, то есть сопротивления, оказываемого звукопроводящим аппаратом звуковой волне. В нормальных условиях оно минимально, на частотах 800-1000 Гц практически вся звуковая энергия достигает без сопротивления внутреннего уха, а акустический импеданс равен нулю (тимпанограмма А).

Однако при патологии, связанной с ухудшением подвижности барабанной перепонки, слуховых косточек, окон лабиринта и других структур, часть звуковой энергии отражается. Её и считают критерием изменения величины акустического импеданса. В наружный слуховой проход герметично вводят датчик импедансометра, в замкнутую полость подают звук постоянной частоты и интенсивности, называемый зондирующим.

Используют три теста: тимпанометрию, статический комплианс и порог акустического рефлекса. Первый тест даёт представление о подвижности барабанной перепонки и давлении в полостях среднего уха, второй — возможность дифференцировать тугоподвижность цепи слуховых косточек, третий, основанный на сокращении мышц среднего уха, позволяет дифференцировать поражение звукопроводящего с поражением звуковоспринимающего аппарата. Данные, полученные при акустической импедансометрии, регистрируют в виде разных кривых на тимпанограммах.

Существуют некоторые особенности, которые следует учитывать при проведении акустической импедансометрии в детском возрасте. У детей первого месяца жизни исследование не представляет больших затруднений, так как его можно проводить во время достаточно глубокого сна, наступающего после очередного кормления.

Главная особенность в этом возрасте связана с частым отсутствием акустического рефлекса. Тимпанометрические кривые регистрируют достаточно чётко, хотя и наблюдают большой разброс амплитуды тимпанограммы, иногда они бывают двухпиковой конфигурации. Акустический рефлекс можно определять приблизительно с 1,5-3 мес.

Однако следует учитывать, что даже в состоянии глубокого сна у ребёнка происходят частые глотательные движения, и запись может искажаться артефактами. Именно поэтому для достаточной достоверности исследования должны быть многократными. Следует учитывать также возможность ошибок при акустической импедансометрии из-за податливости стенок наружного слухового прохода и изменения размеров слуховой трубы во время крика или плача.

В целом акустическая импедансометрия — ценный метод объективного исследования слуха у детей грудного и раннего детского возраста.

Некоторыми преимуществами обладает и методика регистрации потенциала позадиушной мышцы: используя её, можно обойтись без применения седатив-ных средств и определить потерю слуха преимущественно на низкие частоты до 100Гц,

улитке, спиральном ганглии, ядрах ствола и коре мозга — возникают электрические ответы (вызванные слуховые потенциалы). Однако зарегистрировать их не удавалось в связи с очень малой амплитудой ответной волны, которая была меньше, чем амплитуда постоянной электрической активности мозга (бета-, альфа-, гамма-волн).

759384758937458937

Лишь с внедрением в медицинскую практику электронно-вычислительной техники стало возможным накапливать в памяти машины отдельные незначительные по величине ответы на серию звуковых стимулов, а затем суммировать их (суммарный потенциал). Подобный принцип и используют при проведении объективной компьютерной аудиометрии.

Многократные звуковые стимулы в виде щелчков подают в ухо, машина запоминает и суммирует ответы (если, конечно, ребёнок слышит), а затем представляет общий результат в виде некоторой кривой. Объективная компьютерная аудиометрия позволяет провести исследование слуха в любом возрасте и даже у плода с 20 нед.

[1], [2], [3], [4], [5]

Электрокохлеография

Для получения представления о месте поражения звукового анализатора, от которого зависит снижение слуха (топическая диагностика), применяют разные методы. Электрокохлеографию используют для измерения электрической активности улитки и спирального узла. Электрод, с помощью которого отводят электрические ответы, устанавливают в области стенки наружного слухового прохода или на барабанную перепонку.

Это простая и безопасная процедура, однако отводимые потенциалы очень слабые, так как улитка находится от электрода достаточно далеко. В необходимых случаях электродом прокалывают барабанную перепонку и помещают его непосредственно на промонториальную стенку барабанной полости вблизи улитки, то есть места генерации потенциалов.

84983949

В этом случае измерить их гораздо проще, однако в детской практике подобная транстимпанальная ЭКОГ большого распространения не получила. Наличие спонтанной перфорации барабанной перепонки значительно облегчает ситуацию. ЭКОГ — метод достаточно точный и даёт представление о порогах слуха, помогает в дифференциальной диагностике кондуктивнои и неиросенсорнои тугоухости. До 7-8 лет её проводят под наркозом, в более старшем возрасте — под местной анестезией.

Упражнения на развитие фонематического слуха

[14], [15]

  1. Звук погремушки, звонка или свистка?
  2. Звук ключей от квартиры, стук ложкой по тарелке или перелистывание книги?
  3. Коробок со спичками, с песком или с камушками?

Занятие в форме игры, проходящее во время прогулки в погожий день. Взрослый тихонько пошатывает погремушкой (хорошая погода), затем резко встряхивает её, издавая сильный звук (пошел дождь) и просит малыша подбежать и якобы укрыться от мнимого дождика. Необходимо объяснить ребенку, что он должен прислушиваться к звукам погремушки и, в зависимости от интенсивности звуков, «прогуливаться», либо «спрятаться».

Несколько деток сидят на стульях. Ручки лежат на коленках. Взрослый сильно ударяет по барабану, детки поднимают ручки вверх. Если удар слабый, ручки поднимать не нужно.

Взрослый должен ознакомить деток с популярными музыкальными инструментами. Это может быть свисток, гитара, свирель, барабан, пианино. Необходимо воспроизвести звук каждого из них. Затем взрослый прячется за перегородку и издает инструментальные звуки, при этом детки должны отгадать, какой именно инструмент звучал.

  • Отгадать направление звука.

453453453453453

Ребенок зажмуривается, а взрослый в это время свистит в свисток. Малыш должен определить, откуда раздается звук. Не открывая глаз, он должен развернуться и ручкой указать направление.

Лишь тогда, когда малыш научиться разделять звуки, можно переходить к дальнейшим упражнениям. Теперь настал черед объяснить, что одинаковый звук может иметь различное звучание:

  • а-а-а – показываем доктору горлышко;
  • а-а-а – убаюкиваем куклу;
  • а-а-а – что-то болит;
  • о-о-о – бабушке тяжело нести сумку;
  • о-о-о – удивление;
  • о-о-о – поем песенку.

Для начала малыш учится повторять звуки самостоятельно, затем пытается угадать, что данным звуком хочет сказать взрослый.

Чтобы малыш легко ориентировался в многообразии различных звуков, взрослый должен рассказать, как воспроизводится тот или иной звук. Для этого необходимо продемонстрировать важность губ, языка, зубов: лучше для этой цели использовать зеркало. Малыш учится распознавать и произносить звуки, начиная с гласных, постепенно усложняя употреблением согласных звуков.

После усвоения таких знаний необходимо приступать к разработке слуховой памяти – возможности составлять из звуков слова. Здесь важно не только слышать набор звуков в словах, но и запоминать их порядок. Начинать следует с простых коротких слов, произносимых в следующем порядке:

  • бим-бом-бум;
  • рок-рак-рык;
  • так-ток-тук;
  • рука-мука-щука;
  • лоза-коза-гроза;
  • банка-манка-ранка.

Можно предложить малышу после прослушивания ряда слов выделить из него лишнее (так разрабатывается чувство рифмы):

  • гора-нора-перо;
  • смех-снег-солнце.

Можно поупражняться в разгадывании загадок, ответ на которые должен звучать в рифму. К примеру: с двух сторон брюшко и четверо ушек, а как зовут её? По-душ-ка!

Представляйте, что вы находитесь на детских соревнованиях и болеете за какую-нибудь команду. Хлопаем в ладоши и с расстановкой произносим: мо-ло-дец, по-бе-дим, ве-се-лей, до-го-няй. Таким способом можно обучить малыша разделять слова на слоги.

Такие простые игровые занятия не только обязательно понравятся малышу, но и расширят его фонематический слух. Начиная с несложных упражнений, таким образом можно подготовить ребенка к более сложным занятиям.

[6], [7]

Жизнь с заболеванием

Как правило, это все что связано с горлом и голосовыми связками. Так, зачастую обращаются пациенты с различными проблемами, которые связаны с горлом. В основном это люди, голос для которых является частью профессии. Зачастую можно встретить и тех, кого мучают голосовые связки. Также распространен и ларингит.

Сурдолог лечит нарушения слуха как консервативно, так и оперативным путем. Применяется лечение лазером и другие виды физиотерапии.

564564564564576

Болезнь Меньера – поражение внутреннего уха со снижением слуха и шумом в ушах. Заболевание начинается в 40-50 лет. Сопровождается шумом в ушах и их заложенностью, онемением ушной раковины.

Акустическая невринома – медленно развивающаяся доброкачественная опухоль, вызывающая потерю чувства равновесия.

Сурдолог лечит все наследственные, врожденные и приобретенные патологии слуха: отосклероз, перфорации барабанной перепонки и другие нарушения. Постепенное снижение слуха – нормальное явление после 25 лет. Сначала человек перестает слышать только звуки очень высокой частоты. Но все же выраженная тугоухость, мешающая нормальному общению, считается в порядке вещей не в таком молодом возрасте, а после 55 лет. Таким людям сурдолог подбирает слуховой аппарат.

Важно, чтобы обследование у сурдолога было комфортным, особенно на детском приеме. Поэтому проверку слуха детям проводят в игровой форме.

Помощь сурдопедагога может требоваться при различных заболеваниях среднего и внутреннего уха, мозга, и даже зубов или языка.

Сурдопедагог проводит диагностику и коррекцию при таких заболеваниях как глухота, слепоглухота и слепоглухонемота.

Также он может работать с пациентами, страдающими тугоухостью, отитом или отосклерозом.

Другими причинами для обращения к сурдопедагогу могут стать нистагм, неврит слухового нерва, болезнь Меньера, вибрационная болезнь.

Глухота – полная или практически полная потеря способности воспринимать и понимать звуки извне, и тугоухость – существенное снижение, но не полная потеря, способности слышать звуки, чаще всего вызваны заболеваниями внутреннего уха, воспалениями внутреннего и среднего уха, различными другими инфекционными процессами и их осложнениями вблизи ушей (отит, грипп). Кроме этого причиной потери или снижения слуха могут стать громкие звуки, сильный шум, вибрация или механическая травма.

Более сложным случаем является глухонемота. Это неспособность не только слышать, но и говорить. Глухонемота может быть связана с тем, что ребёнок не слышит речи, а может быть вызвана и нарушениями голосового аппарата. Выявляя причину проблемы, сурдопедагог подбирает индивидуальный метод работы с таким учеником.

74857389457834

Наиболее сложным для коррекции случаем является слепоглухонемота. Глухого ребёнка обучают устной речи через визуальный контакт. Если же приобретённо или врождённо ребёнок не только глух, но и слеп, то обучить его речи вообще не представляется возможным. Но тем не менее такой человек остро нуждается в специальном обучении, чтоб приобрести элементарные навыки коммуникации и самообслуживания.

Болезнь Меньера – это скопление жидкости во внутреннем ухе. При этом оказывается давление на те клетки, которые отвечают за пространственную ориентацию тела и равновесие. Эта болезнь может быть вызвана инфекционными и другими воспалительными процессами во внутреннем ухе, травмами или нарушением работы сосудов.

Уровень тугоухости может варьироваться от легкого до очень тяжелого. Существуют несколько инструментов, позволяющих максимально улучшить слух ребенка. Выбор методики зависит, прежде всего, от разновидности проблем со слухом. При легкой или умеренной потере слуха качественный слуховой аппарат станет оптимальным решением. Если же речь идет о тяжелых случаях или полном отсутствии слуха, может быть показан кохлеарный имплант.

Как бы то ни было, ваша задача — научить ребенка общаться, несмотря на проблемы со слухом. Во многих случаях это предполагает изучение языка жестов. Также ребенок может научиться технике чтения по губам. Всегда сохраняйте терпение и внимательность. Знайте, что существует целый ряд специалистов, способных помочь вам в решении коммуникационных проблем с ребенком.

Вопросы, которые следует задать врачу

  • Похоже, что нарушения слуха у ребенка возникли после ушной инфекции. Эта проблема пройдет?
  • Ребенок не реагирует, когда я хлопаю в ладоши или произношу его имя. Может ли это быть симптомом нарушений слуха/тугоухости?
  • В нашем роду у многих был плохой слух. В каком возрасте следует проверить ребенка?
  • Как общаться с глухим ребенком?
  • Я слышал о кохлеарных имплантах. Можете рассказать мне о них подробнее?
  • Нужно ли ребенку носить слуховой аппарат?
  • Научится ли мой ребенок когда-нибудь говорить?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ntchina.ru
Adblock
detector