Новый метод спасет от кариеса, обещают исследователи

Кариес: распространенность и механизм развития

Исследование, проведенное в США, показывает, что у 91% пациентов в возрасте 20-64 лет регистрировался кариес хотя бы одного зуба. Такая распространенность была обоснована рядом предрасполагающих факторов, к числу которых относят: преобладание в рационе фастфуда и полуфабрикатов, злоупотребление сладостями и газировками, уменьшение числа свежих овощей и фруктов, а также низким уровнем гигиены.

Кариес — патологический процесс разрушения зубов, спровоцированный некоторыми представителями стрептококков, и для профилактики его возникновения большое значение имеет рН полости рта. Известно, что в кислотной среде бактерии, вызывающие кариес, начинают активно размножаться, развиваться и выделять кислоты, которые постепенно расплавляют эмаль.

Чтобы зубы оставались здоровыми, важно поддерживать щелочной или нейтральный показатель рН. А чрезмерное разрастание патогенных бактерий угрожает не только кариесом, но и другими болезнями полости рта. Именно по этим причинам на приеме стоматолог может проводить некоторые тесты.

Исследования стоматологов были направленны именно на вычисление и понимание механизмов, которые приводят к формированию кислотной рН. Этот поиск привел к тому, что был выявлен новый штамм бактерий, способных держать под контролем рост и размножение патогенных микроорганизмов. Исследование дало возможность найти новое лечение кариеса, пересмотреть роль пробиотиков в профилактике и лечении этого патологического процесса.

Бактерии под контролем

Новый метод спасет от кариеса, обещают исследователи

Предыдущие исследования стоматологов показали, что мочевина и аргинин — помогают нейтрализовать кислоту в полости рта и вернуть рН к безопасным значениям, когда происходит сдерживание роста и размножения патогенных бактерий. Такие выводы помогли сделать научные и клинические исследования.

Интерес стоматологов был сосредоточен на том, что в ходе своей жизнедеятельности многие бактерии могут выделять аргинин, но не было представления того, какие именно из них более активны в этом плане.

Ранее неопознанный штамм Streptococcus, который пока носит название А12, привлек внимание ученых. Для исследования свойств этих микроорганизмов были собраны образцы зубного налета, выделены бактерии, проживающие в полости рта и относящиеся к числу кариесобразующих.

Из более чем 2000 бактерий, проживающих в полости рта и зубном налете, было выделено чуть больше 50, которые оказались способными метаболизировать аргинин. Причем  А12 обладает и другими свойствами, которые помогут предотвратить развитие кариеса у пациентов.

Авторы исследования надеются использовать результаты для разработки эффективных мер профилактики, особенно у пациентов с сопутствующими заболеваниями и повышенными рисками формирования кариеса, которые сложно контролировать коррекцией питания и даже усилением гигиенических навыков.

Сейчас исследования сосредоточены на получении доказательств того, что носители бактерий А12 реже страдают от кариеса. Достоверные доказательства и более четкое понимание защитного механизма позволят перейти к следующему этапу исследований — создание лекарственных препаратов, которые по своей работе напоминают пробиотики и способны предотвратить развитие кариеса.

Что еще обнаружили стоматологи?

Ученые отмечают, что прием пробиотиков для восстановления флоры кишечника также можно рассматривать как возможность профилактики кариеса и стабилизации микробного пейзажа в полости рта. Особенно важно такое открытие для здоровья полости рта у детей, которые находятся в группе риска по формированию кариеса и воспаления десен в силу возрастных особенностей.

Вся идея полученных результатов сводится к тому, что внедрение в полость рта определенных бактерий позволяет значительно снизить риски развития кариеса, причем нет необходимости в постоянном приме таких пробиотиков — достаточно курса. Но еще сложно сказать, как долго будет продолжаться такой курс лечения и каковы будут его отдаленные результаты, ведь пока не хватает достоверных клинических результатов.

Но уже сейчас можно представить, что в скором времени стоматолог, кроме стандартных профилактических манипуляций, будет рекомендовать прием пробиотиков.

То, что Streptococcus А12 способны нейтрализовать кислоту путем метаболизма аргинина — не единственное открытие, которое удалось сделать в ходе исследований. Авторы обнаружили, что эти бактерии буквально уничтожают главных возбудителей кариеса — Streptococcus mutans. Но даже если часть кариесообразующих бактерий присутствует в полости рта, они не могут провоцировать кариес, так как А12 сдерживают их патологическое воздействие.

Было отмечено, что увеличение количества А12 в полости рта уменьшает способность бактерий образовывать пленки, а также зубную бляшку — основную причину кариеса и его осложнений.

Полученные результаты дали возможность стоматологам провести более масштабные исследования с одной целью — найти бактерии со схожими свойствами, которые входят в состав микрофлоры полости рта и смогут защищать зубы от кариеса, а десны — от воспаления. Стоматологи отмечают: несмотря на то, что разработка пробиотика для здоровья полости рта еще далека, первые шаги уже сделаны.

Использованы фотоматериалы Shutterstock