Здоровье: Носители генов аутизма имеют высокий уровень интеллекта

Что это — аутизм у детей?

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Принято полагать, что этот синдром ведет к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали.

Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела. Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

ХАРАКТЕРИСТИКИ АУТИЗМА СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Особенности каждого из этих расстройств аутистического спектра можно описать так:

  • Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления  болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
  • Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
  • Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер.
  • Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
  • Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).

Эта промежуточная степень тяжести встречается при большинстве РАС, кроме синдрома Аспергера. Взрослые с таким аутизмом способны к некоторому уровню самостоятельности и нередко могут вести частично независимую жизнь – под обязательным контролем наставника, социального работника или опекуна.

Уровень IQ колеблется около 100. У человека могут возникать сложности с комплексными задачами в самообслуживании.

Средняя степень тяжести аутизма нередко создаёт возможности для развития речи. Однако речь может включать эхолалии, не всегда отвечать обстоятельствам и осуществляться в отрыве от целевого назначения.  Кроме того, у таких людей часто возникают трудности в освоении манер и правил поведения в обществе.

Особенности поведения чаще всего обусловлены аномалиями в сенсорном восприятии. Человек может быть гипер- или гипочувствительным. Это определяет его желание уклоняться от раздражителей или добирать усиленных ощущений. В связи с тем, что обычные люди воспринимают эти же раздражители спокойно (легко к ним адаптируются), им сложно понять странное поведение, и это создаёт непреодолимые трудности в поверхностном общении – по работе, в общественных местах и т.п.

Уровень средней функциональности не предполагает способности найти наиболее приемлемый способ адаптации своих сенсорных особенностей к социальным нормам. Поэтому многие стереотипии, неизбежные при сенсорной перегрузке (хлопанье руками, как крылышками, неречевые звуки, хождение по кругу и на цыпочках) удаляют человека от возможности легко вписаться в социум.

Люди с аутизмом средней тяжести воспринимаются отстранёнными и часто находятся вне активного социального взаимодействия. Для них является проблемой начать и поддерживать диалог. Однако человек со средней степенью аутизма, как правило, осознаёт, что вокруг него другие люди.

Помните главное: степень тяжести, установленная в диагнозе в данный момент — это лишь констатация фактов по тем навыкам и возможностям, которые доступны вам или ребёнку на текущем этапе развития. Перемены могут прийти с течением времени — по ходу терапии, и степень тяжести будет снижена.

Найден способ измерения уровня интеллекта у аутистов

Учёные нашли способ измерения уровня интеллекта у детей-аутистов. Известно, что аутизм может протекать по-разному: как с разными степенями умственной отсталости, так и с сохранностью интеллекта. А некоторые аутисты вообще отличаются гениальными мыслительными способностями.

До этого момента специалисты не знали способов определения интеллектуальных данных у маленьких детей, страдающих аутизмом. Но теперь такой способ появился! Оказывается, невербальный IQ находит своё отображение в активности мозговых импульсов.

Нейрофизиологам из Лос-Анджелеса удалось установить, что уровень интеллекта маленьких детей с аутизмом можно определить по альфа-частотам головного мозга. Известно, что у психически здорового человека повышенная активность альфа-волн наблюдается при познании чего-то нового. А вот у детей-аутистов в такие моменты наблюдаются характерные всплески альфа-активности, что позволяет не только количественно определить IQ ребёнка с таким заболеванием, но и отличить истинный аутизм от подобных ему нарушений и расстройств психики.

В исследовании американских учёных приняло участие 98 детей в возрасте от 2 до 11 лет. У 58 из них были диагностированы разные расстройства аутического спектра, а 40 деток не имели нарушений психики. Всем маленьким испытуемым делали ЭГГ сразу после ночного сна, то есть в тот момент, когда они были максимально расслаблены. Вторым этапом эксперимента стало изучение корреляций между аутизмом, пиковыми альфа-частотами, возрастом ребёнка и уровнем его IQ.

Оказалось, что все дети с аутизмом и высоким уровнем невербального интеллекта демонстрируют на ЭГГ одинаковые пики альфа-активности. Ничего подобного у здоровых детей не наблюдалось, их альфа-ритмы были в пределах возрастной нормы. Дети же с расстройствами аутического спектра, имеющие какую-либо степень умственной отсталости, вообще не показали на ЭГГ никакой альфа-активности.

Таким образом, учёные пришли к выводу, что наличие характерных альфа-волн в мозговой активности ребёнка-аутиста указывает на наличие высокого уровня невербального интеллекта. Кроме того, это открытие позволяет более точно диагностировать аутизм и даёт возможность качественно оценивать эффективность лечения этого заболевания после психокоррекции.

Мишель Доусон, Изабель Сульер, Мортон Энн Гернсбахер и Лоран Моттрон

Аннотация: Предполагается, что аутисты характеризуются когнитивными нарушениями, а их сильные когнитивные стороны (например, при выполнении задания «кубики Коса») часто интерпретируются как низкоуровневый побочный продукт высокоуровневых дефицитов, но не как прямое проявление интеллекта. Недавние попытки идентифицировать нейроанатомические и нейрофункциональные знаки аутизма позиционировались на этом всеобщем, но непроверенном предположении.

Поэтому мы оценили широкую выборку из 38-ми аутичных детей по превосходному тесту подвижного интеллекта — прогрессивным матрицам Равена. Их показатели были по процентилям в среднем на 30 пунктов, а в некоторых случаях — более чем на 70 пунктов выше их показателей по Шкалам интеллекта Векслера. Типично развивающиеся дети из контрольной группы не показали такого разрыва, и подобный же контраст наблюдался, когда выборку аутичных взрослых сравнили с выборкой неаутичных взрослых. Мы делаем вывод, что интеллект аутистов недооценивается.

Аутизм определяется атипичными коммуникацией, социальным взаимодействием, интересами и маннеризмами тела. Когда Каннер (1943) изначально кодифицировал явление аутизма, он спрогнозировал, что у аутистов 1 «великолепная память… и точное собирание сложных структур и последовательностей предвещает хороший интеллект» (стр. 247).

Предположение о когнитивных нарушениях у аутистов пронизывает популярную и научную литературу. Те аутисты, которые считались минимально вербальными и невербальными (т.е., те, у которых были серьёзные проблемы со свободной речью), считались имеющими наибольшие когнитивные нарушения; отнесение таких лиц к «низкофункционирующим» является общим местом.

И хотя стало бестактным называть аутистов с исключительными способностями «идиотами-савантами», выдающиеся результаты аутистов часто считались побочным эффектом аномального нейроанатомического функционирования, а не отражением подлинного человеческого интеллекта (Hobson, 2002). Мы эмпирически исследовали эти преобладающие концепции, чтобы лучше понять уровень и природу аутического интеллекта.

Тесты интеллекта играют видную роль в исследованиях аутизма и клинической практике. В исследованиях показатели тестов на интеллект служат как переменные при установлении соответствия между группами участников, как одновременно изменяющиеся переменные (когда предварительное установление соответствий было неэффективно), а также, в качестве меры результатов, используются для эмпирического тестирования различных терапий.

Например, Шкала интеллекта Векслера для детей (Wechsler, 1991) содержит дюжину подтестов. Показатели по пяти из этих подтестов, в которых требуется проверка устных ответов на заданные устно вопросы, образуют вербальную составляющую IQ; показатели по пяти другим подтестам, в которых требуется проверка ответов, отличных от устных, на заданные устно вопросы (например, расположить карточки или блоки), образуют невербальную или исполнительную составляющую IQ.

При тестировании по шкалам типа шкалы Векслера (Happé, 1994) аутисты, как правило, дают характерный профиль, как проиллюстрировано на рисунке 1. Обычно наблюдается заметный дефицит по одному из вербальных подтестов, Пониманию. Этот подтест, как известно, измеряет социальное и практическое понимание, включая такие вопросы как «Что делать, если найдёшь на улице конверт, который запечатан, с адресом и с новой маркой на нём?» и «Что нужно сделать, если порежешь палец?». Качество устных ответов испытуемого на подтест Понимания оценивается экзаменатором.

Рис. 1. Средние показатели по подтестам у 38-ми аутичных детей по Шкалам интеллекта Векслера, 3-му изданию.

По контрасту с этим, аутисты, как правило, демонстрируют заметный пик на одном из невербальных подтестов — кубиках Коса. На подтесте кубиков Коса испытуемому показывают двумерный красно-белый геометрический узор, и задача состоит в воспроизведении узора путём сборки раскрашенных блоков. Подтест кубиков Коса ограничен по времени и оценивается по точности.

Как следует интерпретировать такие пики и провалы в показателях аутистов по подтестам Векслера? Одно из здравомысленных замечаний состоит в том, что пики соответствуют интеллектуальным навыкам, которые олицетворяют аутистов, когнитивным задачам, в которых они преуспевают. Тем не менее, долгие годы эти пики классифицировались как «островки способностей… рассматривавшиеся как некий миф, либо как просто интересный, но теоретически несущественный факт» (Shah {amp}amp;

Мы эмпирически протестировали эту трактовку интеллектуальных преимуществ аутистов как низкоуровневых склонностей, являющихся результатами высокоуровневых концептуальных дефицитов 2 , дав тест интеллекта, широко рассматриваемый как превосходная мера высокоуровневого аналитического мышления — прогрессивные матрицы Равена (Raven, Raven, {amp}amp; Court, 1998).

Этот тест состоит из 60-ти пунктов, разделённых на пять наборов по возрастанию сложности. Все пункты имеют схожий формат: матрица из геометрических узоров с одной ячейкой, оставленной пустой, представлена вместе с шестью или восемью альтернативами для её завершения. Для этого предполагающегося невербальным теста нужен минимум инструкций.

Прогрессивные матрицы Равена эмпирически демонстрируют анализ способностей к выводу правил, управлению иерархией целей и формированию абстракций высокого уровня (Carpenter, Just, {amp}amp; Shell, 1990). Широко признанные в качестве ведущей меры рассуждения и решения проблем, прогрессивные матрицы Равена считаются «парадигмальной» мерой подвижного интеллекта (Mackintosh, 1998, стр.

228), а задачи на подвижный интеллект предполагаются требующими скоординированных исполнительных функций, управления вниманием и рабочей памяти (Blair, 2006; Kane {amp}amp; Engel, 2002; Newman {amp}amp; Just, 2005). Среди тестов когнитивных способностей прогрессивные матрицы Равена подкупают психометрической определённостью;

в классических диаграммах Snow, Kyllonen, and Marshalek’s (1984), в которых сведены корреляции между многочисленными тестами когнитивных способностей, простые, предметно-ориентированные тесты лежат на периферии, а прогрессивные матрицы Равена занимают центр как наиболее сложный и общий единичный тест интеллекта.

Описание когнитивных процессов, необходимых для решения прогрессивных матриц Равена и выполнения задач на подвижный интеллект, читается как набор когнитивных процессов, которых, как предполагается, не хватает аутистам. Например, тогда как от аутистов ожидают адекватного выполнения простых тестов на исполнительные функции и рабочую память, им, как ожидается, не хватает когнитивных способностей, нужных для хорошего прохождения более сложных проверок познания (Minshew, Webb, Williams, {amp}amp;

Dawson, 2006). Предполагается, что аутисты успешны на тестах на механическое запоминание или низкоуровневое сопоставление образцов, но непропорционально затрудняются с тестами с высоким уровнем интеграции и абстракции (Courchesne {amp}amp; Pierce, 2005; Just, Cherkassky, Keller, {amp}amp; Minshew, 2004). В самом деле, было специально предсказано, что у аутистов должны быть непропорциональные нарушения в подвижных рассуждениях (Blair, 2006;

Причины аутизма

Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение.Ведя речь о том, как распознать детей-аутистов, многие отмечают, что такие малыши очень привлекательны внешне.

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Есть данные о том, что определенную роль отыгрывает генетическая расположенность: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Оба ученых уже тогда определили, что у таких детей главной характеристикой являлись проблемы социальной адаптации. Однако согласно Каннеру аутизм является врожденным дефектом, а по Аспергеру конституциональным. Также ученые выделили другие характеристики аутизма, такие как навязчивое стремление к порядку, необычные интересы, изолированное поведение и избегание социальной жизни.

Нарушение функционирования мозга подтверждается данными электроэнцефалограммы (исследование, которое регистрирует электрическую активность мозга).

  • снижение судорожного порога, а иногда фокусы эпилептиформной активности в ассоциативных отделах мозга;
  • усиление медленно-волновых форм активности (преимущественно тета-ритма), что является характеристикой истощения корковых системы;
  • повышение функциональной активности нижележащих структур;
  • задержка созревания ЭЭГ-паттерна;
  • слабая выраженность альфа-ритма;
  • наличие резидуально-органических центров, чаще всего в правом полушарии.

Структурные особенности головного мозга

Структурные аномалии у детей-аутистов исследовались с помощью МРТ (магнитно-резонансной томографии) и ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии). Эти исследования часто выявляют асимметрию желудочков мозга, истончение мозолистого тела, расширения подпаутинного пространства, а иногда и локальные очаги демиелинизации (отсутствия миелина).

  • снижение метаболизма в височных и теменных долях мозга;
  • усиление метаболизма в левой лобной доле и левом гиппокампе (структурах головного мозга).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ИЛИ НИЗКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

Обычно к такому тяжёлому течению приводит синдром Ретта, синдром Каннера и детское дезинтегративное расстройство. Так что же характерно для людей с низкофункциональным аутизмом?

Согласно последним исследованиям, многие люди с низкофункциональным аутизмом имеют снижение интеллекта, что приводит к разной степени умственной отсталости и невозможности осуществлять комплексное самообслуживание и адекватную коммуникацию. Уровень  IQ в таких случаях колеблется не превышает 70.

Недоразвитие речи

Правозащитная организация Autism Speaks обнародовала статистику о том, что 25% людей с РАС невербальны. Это означает, что они не могут произносить слова для коммуникации с окружающими.

Классический пример высокофункционального аутизма – синдром Аспергера. Однако такой уровень возможен и при синдроме Каннера, и при атипичном аутизме.  Что именно определяет высокую функциональность – читайте ниже.

Нормальный и высокий интеллект, в том числе по показателю IQ. Вместе с тем человек может испытывать затруднения при решении неожиданных и срочных задач или недостаток в адекватной реакции на изменение привычных ритуалов жизни.

Чтобы аутизм был определён как высокофункциональный, у человека должна быть развита речь и способность использовать её для коммуникации. Однако и здесь возможны затруднения в отдельных ситуациях. Например, зная несколько синонимов для слова «напиток», человеку может быть сложно заказать конкретный напиток в кафе.  Кроме того, часто отмечается монотонность в модуляциях голоса или неестественный оттенок в тоне – «словно робот».

Зацикленность на одной теме или очень узкий круг интересов – частые проявления аутизма лёгкой степени. Ригидность к изменениям в рутинных моментах, что может создавать сложности в общежитии и на работе. Некоторые сенсорные проблемы обычно подконтрольны осознанному поведению (человек умеет предугадывать и/или справляться с сенсорной перегрузкой не агрессивными способами, более-менее приемлемыми в социуме).

Возможны затруднения в долгом глазном контакте, в поддержании оживлённого диалога, в распознавании поз, жестикуляции и мимики собеседника, а также нередко страдает  общение с людьми разных возрастов — в согласии с социальными нормами. Также для людей с лёгким аутизмом довольно затруднительно соглашаться с другим человеком или принимать точку зрения коллектива.

Симптомы аутизма

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Первые признаки детей аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так.

Нарушенное социальное взаимодействие, фото

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным.

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). При этом заболевании признаки у детей 5 лет в речевом развитии уже явно выражены. Дальнейшее развитие речи определяют виды аутизма у детей: если отмечается тяжелая форма болезни, ребенок может вообще не овладеть речью.

Чтобы обозначить свои потребности, он употребляет только некоторые слова в одной форме: спать, есть и т. п. Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Как лечить такие проявления, и возможна ли их коррекция, зависит от степени заболевания.

Аномальная речь. Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Они могут говорить слишком тихо или громко, неправильно интонируют. Такой малыш не реагирует, если его называют по имени.

Отсутствие «возраста вопросов». Аутисты не задают родителям множества вопросов о мире, который их окружает. Если же вопросы все же возникают, то они однообразны, практического значения не имеют.

Зацикливается на одном занятии. Среди признаков того, как определить у ребенка аутизм, следует отметить и зацикленность. Малыш может на протяжении многих часов сортировать по цветам кубики, составлять башню. Причем, вернуть его из этого состояния сложно.

Выполняет ритуалы каждый день. Википедия свидетельствует, что такие дети чувствуют себя в состоянии комфорта, только если обстановка для них остается привычной. Любые перемены – перестановка в комнате изменение маршрута на прогулке, другое меню – могут спровоцировать агрессию или выраженный уход в себя.

Повторение бессмысленных движений много раз (проявление стереотипии). Аутисты склонны к самостимуляции. Это повторение тех движений, которые ребенок использует в непривычной обстановке. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши.

Развитие страхов и навязчивых идей. Если ситуация непривычна для ребенка, у него могут развиваться приступы агрессии, а также самоагрессии.

Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Почему рождаются дети с аутизмом, до сих пор четко не известно. Несмотря на то, что четко причины аутизма у детей до сих пор не определены, и в каждом конкретном случае причины могут быть индивидуальными, о своих подозрениях важно сразу сообщить специалисту. Можно ли вылечить аутизм, и лечится ли он вообще? На эти вопросы отвечают только индивидуально, проведя соответствующий тест и назначив лечение.

Тем, кто не знает, что такое аутизм и как он проявляется, все же следует помнить, что такие дети встречаются среди сверстников ваших детей. Итак, если чей-то малыш впадает в истерику, это может быть аутичный ребенок или малыш, страдающий другими психическими расстройствами. Нужно вести себя тактично и не порицать такое поведение.

  • подбодрите родителей и предложите свою помощь;
  • не критикуйте малыша или его родителей, думая, что он просто избалован;
  • постарайтесь убрать все опасные предметы находящиеся рядом с малышом;
  • не присматривайтесь к нему слишком пристально;
  • будьте максимально спокойны и дайте понять родителям, что вы правильно все воспринимаете;
  • не привлекайте внимания к этой сцене и не шумите.
  • патология речи;
  • особенности развития интеллекта;
  • патология поведения;
  • гиперактивный синдром;
  • нарушения в эмоциональной сфере.

Речь при аутизме

  • эхолалии – повторения;
  • шепотная или, наоборот, громкая речь;
  • метафорический язык;
  • игра слов;
  • неологизмы;
  • необычная интонация;
  • перестановка местоимений;
  • нарушение мимической экспрессии;
  • отсутствие реакции на речь других.

Эхолалией называется повторение ранее произнесенных слов, фраз, предложений. При этом сами дети не способны строить предложения. Например, на вопрос «сколько тебе лет», ребенок отвечает — «сколько тебе лет, сколько тебе лет». На предложение «пойдем в магазин», ребенок повторяет «пойдем в магазин». Также дети, страдающие аутизмом, не используют местоимение «я», редко обращаются к родителям со словами «мама», «папа».

В своей речи дети часто используют метафоры, образные обороты, неологизмы, что придает причудливый оттенок разговору ребенка. Очень редко используются жесты и мимика, что затрудняет оценку эмоционального статуса ребенка. Отличительной особенностью является то, декларируя и скандируя большие тексты, дети с трудом могут начать разговор и поддерживать его в дальнейшем. Все эти особенности речевого развития отражают нарушения в коммуникативных сферах.

Кроме проблем с пониманием речи и сложностью с ее применением, у детей-аутистов нередко присутствуют дефекты в речи. Это могут быть дизартрии, дислалии и другие нарушения развития речи. Дети часто растягивают слова, ставят ударения на последних слогах, при этом сохраняя лепетную интонацию. Поэтому очень важным моментом в реабилитации таких детей являются логопедические занятия.

Проводимые исследования показали, что интеллект детей-аутистов в среднем ниже, чем у детей с нормальным развитием. В то же время, показатель интеллекта у них выше, чем при умственной отсталости. Одновременно с этим отмечается неравномерность интеллектуального развития. Общий багаж знаний и способность понимать некоторые науки у детей-аутистов ниже нормы, в то время как словарный запас и механическая память развиты выше нормы.

Мышление характеризуется конкретностью и фотографичностью, однако гибкость его ограничена. Дети-аутисты могут проявлять повышенный интерес к таким наукам как ботаника, астрономия, зоология. Все это говорит о том, структура интеллектуального дефекта при аутизме отличается от структуры при умственной отсталости.

Однако более чем в половине случаев аутизм сопровождается снижением интеллекта. Уровень снижения может быть разным — от глубокой до легкой задержки. Чаще же (60 процентов) отмечаются умеренные формы отставания, в 20 процентах – легкие, в 17 процентах – интеллект в норме, и в 3 процентах случаев – интеллект выше среднего.

  • аутоагрессия и гетероагрессия;
  • приверженность к постоянству;
  • стереотипии – двигательные, сенсорные, вокальные;
  • ритуалы.

Аутоагрессия в поведении

Как правило, в поведении преобладают элементы аутоагрессии – то есть агрессии против самого себя. Такое поведение ребенок проявляет, когда его что-то не устраивает. Это может быть появление нового ребенка в окружении, смена игрушек, смена обстановки места. При этом агрессивное поведение ребенка-аутиста направлено на самого себя — он может ударять себя, кусать, бить по щекам.

Интеллект при аутизме

В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Что это – зависит от особенностей заболевания. Как правило, у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости. Больные, страдающие этим недугом, с трудом учатся ввиду наличия у них дефектов мозга.

Если аутичность сочетается с аномалиями хромосом, эпилепсией, микроцефалией, то может развиться глубокая умственная отсталость. Но если имеет место легкая форма аутизма, и при этом у ребенка динамично развивается речь, то интеллектуальное развитие может быть нормальным или даже выше среднего.

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Такие дети могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выражено одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры. Знаменитые аутисты мира – Альберт Эйнштейн, Энди Кауфман, Вуди Аллен, Энди Уорхол и многие другие.

Синдром Аспергера

Существуют определенные виды аутических расстройств, среди них синдром Аспергера. Принято считать, что это легкая форма аутизма, первые признаки которой появляются уже в более позднем возрасте – примерно после 7 лет. Такой диагноз предполагает следующие особенности:

  • нормальный или высокий уровень интеллекта;
  • нормальные речевые навыки;
  • отмечаются проблемы с громкостью речи и интонацией;
  • зацикленность на каком-либо занятии или изучении явления;
  • нарушение координации движений: странные позы, неуклюжая ходьба;
  • эгоцентричность, отсутствие способности к компромиссам.

Такие люди ведут относительно нормальную жизнь: учатся в учебных заведениях и при этом могут делать успехи, создают семьи. Но все это происходит при условии, что для них создаются правильные условия, присутствуют адекватное воспитание и поддержка.

Синдром Ретта

Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:

  • глубокая аутичность, изолирующая ребенка от внешнего мира;
  • нормальное развитие малыша в первые 0,5-1,5 года;
  • медленный рост головы после этого возраста;
  • утрата целенаправленных движений рук и навыков;
  • движения руками – типа рукопожатия или умывания;
  • исчезновение навыков речи;
  • ухудшенная координация и плохая двигательная активность.

Как определить синдром Ретта – это вопрос к специалисту. Но это состояние немого отличается от классического аутизма. Так, при этом синдроме врачи определяют эпилептическую активность, недоразвитие мозга. При этой болезни прогноз неблагоприятный. В данном случае любые методы коррекции малоэффективны.

Почему пятилетнему аутисту дают тест Векслера на интеллект?

Иногда руки опускаются, столько маленьких побед а придешь на комиссию какую нибудь и смотрят как на второй сорт и тестируют не понятно как. Сегодня перед продлением инвалидности провели нам тест Векслера, а нам 5,5, только вышли на фразу, справились плохо. Теперь боюсь умственной отсталости и как бы не сказалась потом на выборе школы.

Ведь очевидно что проблема аутиста не в том что он не может выполнить, а в том что он не может ПОНЯТЬ. Что он еще много не знает. В плане инвалидности то может и не плохо, а в плане будущего? Школы? Что ваше тестирование дает мне? Ощущение что мой ребенок многого не знает, недоразвит? А разве просыпаясь утром я не знаю что мой ребенок еще до фига чего не знает и надо работать?

Вы измеряете интеллект ребенку инвалиду не делая НИКАКОЙ скидки на его речевой уровень его проблемы и особенности диагноза? А если к вам придет слепой ребенок вы тоже положите ему пазлы и запишите в бланк, не справился НЕ СМОГ составить картинку потому что не умный? А на коляске приедет ребенок и не сможет кодирову сделать, штриховать — криворукий?

У Аутиста нарушена мотивация и восприятие речи. Если он валяется на полу это не значит что он не может пазл собрать, а что он не хочет взаимодействовать. А если не понял инструкцию то и не выполнил. И мотивации нет и понимание хуже.

Прям удар под дых. Только я немного выдохнула что речь двигается. Диалог, фраза появляется. Да то что мой ребенок сел за стул и попытался сделать ВСЕ ваши бумажульки на туалетной бумаге и задания КРУТО! Нам точно есть над чем работать. Но тест абсолютно бессмысленный сейчас для нас и обидный. А в исполнении больницы г.Челябинска еще и не особо правильный. Не давалось четких инструкций и подсказок или наоборот был набор слов неизвестных моему сыну.

Сказав вслух три цифры многозначительно ждали когда же Максим их повторит. Он повторил две отвлекся. Следующие три вообще пропустил мимо ушей рассматривая ИГРУШКИ в комнате. Снизили до двух повторил правильно, а может то 6-7. И на компьютере прекрасно запоминает где были эти цифры и память точно не наша проблема! Не подходяще по возрасту, не понятно, бесцельно и бессмысленно.

Тест не подходит для аутистов, для детей плохо понимающих речь. Зачем в пять лет. Мы ведь догоняем, наверстывает ОЧЕВИДНО что еще многого не знаем. Может в динамике его и есть смысл проводить. И смотреть как растут показатели. Но умственную деятельность и отсталость им мерить некорректно. Вот у наших детей как раз нет проблем чаще всего ни с логикой, ни с мышлением, ни с памятью. Обидно и грустно.

Знала бы готовилась. Только только начали учить сколько ушей и что сахар сладкий. Ну хоть что лимон кислый знаем. Для нас прогресс. Тест этот я знала и смотрела, но не как не могла предположить что тест предназначенный для детей 6-15 лет дадут моему сыну который только только перешел к коротким предложениям. С перепугу я даже забыла сказать что сын читает, пишет, режет и клеит. И печатает на компьютере!

-Чего нету у стола(4-ой ножки), сколько лап у собаки, на какой улице ты живешь-Максим еле еле понимает вопрос Какой? И находится на уровне «помидор красный цвета». Рассказ про спички пожар и тушение пожара особенно меня потряс. Максим думал что это пазл и старательно его крутил и неудовлетворенно отдал тете обратно. Сложить картинки в виде рассказа и последовательности для нас пока как полет на луну…

Ощущение что пережевали и выплюнули. Занимались занимались а результат как будто и нет. Благо здравствуйте досвидание и спасибо говорит теперь громко красиво и четко. Столько работы впереди что хочется лечь спать и никогда больше не просыпаться. Спасибо нашим психологам! За боевой настрой и настроение на весь день!

Будем ждать бумажку с результатами тестирования. Справились хуже даже там где могли. Отношение и атмосфера не располагали. Сыпались ценные указания, замечания. В комнате были и игрушки и другой психолог с другим ребенком! Делали тестирование не стараясь, торопились, вздыхая от того какой ребенок несообразительный и отсталый, чем окончательно втоптали меня в тоску печаль. Не было сил даже отбиваться и защищаться. Долго еще придется зализывать раны. И восстанавливать веру в себя и своего ребенка!

НЕ конец света конечно, это просто эмоции. Узнала что можно было пройти тестк платно в частном центре. Уверена в другой атмосфере и с другим проверяющим результат был бы выше! Посмотрим что нам напишут и будем делать выводы и что то предпринимать.

Как диагностируют аутизм?

Внешне такие симптомы у новорожденных определить невозможно. Однако над тем, чтобы как можно раньше определять признаки аутизма у новорожденных, ученые работают уже давно.

Чаще всего первые признаки такого состояния замечают у детей родители. Особенно рано аутистическое поведение определяют те родители, в семье которых уже есть маленькие дети. Следует учитывать тем, в чьей семье есть аутист, что это такое заболевание, которое нужно стараться диагностировать как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.

При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:

  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Применяются такие методы:

  • проведение УЗИ головного мозга – с целью исключения повреждений мозга, провоцирующих симптомы;
  • ЭЭГ – с целью определения приступов эпилепсии(иногда этими проявлениями сопровождается аутизм);
  • проверка слуха ребенка – чтобы исключить задержку развития речи ввиду тугоухости.

Родителям важно правильно воспринять поведение ребенка, который страдает аутизмом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ntchina.ru
Adblock
detector