Классификация аутизма по никольской: команда аутистов

С чего начать, когда поставлен диагноз аутизм?

Прежде всего, необходимо точно выставить диагноз. Ни в коем случае нельзя это делать самостоятельно. Только группа специалистов в таком составе: терапевт, психиатр, невролог – могут определить заболевание. Но первыми бить тревогу о наличии особенностей в поведении должны близкие.

Проявления аутизма начинаются у малыша уже до трехлетнего возраста. Как не пропустить болезнь и в то же время не создать лишней паники вокруг ребенка по пустякам? В этом случае поможет только рассудительность родителей, умноженная на их наблюдательность, с добавлением материнской интуиции, что с моим малышом что-то не так, плюс консультация у хорошего специалиста.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Да, аутизм не излечим. Лекарств от него нет. Но есть методики, которые учат близких правилам поведения с такими детьми и взрослыми. Ну а благодаря раннему вмешательству есть большие шансы адаптировать ребенка с таким диагнозом к самостоятельной жизни в будущем.

ХАРАКТЕРИСТИКИ АУТИЗМА СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Особенности каждого из этих расстройств аутистического спектра можно описать так:

  • Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления  болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
  • Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
  • Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер.
  • Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
  • Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).

Эта промежуточная степень тяжести встречается при большинстве РАС, кроме синдрома Аспергера. Взрослые с таким аутизмом способны к некоторому уровню самостоятельности и нередко могут вести частично независимую жизнь – под обязательным контролем наставника, социального работника или опекуна.

Уровень IQ колеблется около 100. У человека могут возникать сложности с комплексными задачами в самообслуживании.

Средняя степень тяжести аутизма нередко создаёт возможности для развития речи. Однако речь может включать эхолалии, не всегда отвечать обстоятельствам и осуществляться в отрыве от целевого назначения.  Кроме того, у таких людей часто возникают трудности в освоении манер и правил поведения в обществе.

Особенности поведения чаще всего обусловлены аномалиями в сенсорном восприятии. Человек может быть гипер- или гипочувствительным. Это определяет его желание уклоняться от раздражителей или добирать усиленных ощущений. В связи с тем, что обычные люди воспринимают эти же раздражители спокойно (легко к ним адаптируются), им сложно понять странное поведение, и это создаёт непреодолимые трудности в поверхностном общении – по работе, в общественных местах и т.п.

Классификация аутизма по никольской: команда аутистов

Уровень средней функциональности не предполагает способности найти наиболее приемлемый способ адаптации своих сенсорных особенностей к социальным нормам. Поэтому многие стереотипии, неизбежные при сенсорной перегрузке (хлопанье руками, как крылышками, неречевые звуки, хождение по кругу и на цыпочках) удаляют человека от возможности легко вписаться в социум.

Люди с аутизмом средней тяжести воспринимаются отстранёнными и часто находятся вне активного социального взаимодействия. Для них является проблемой начать и поддерживать диалог. Однако человек со средней степенью аутизма, как правило, осознаёт, что вокруг него другие люди.

Помните главное: степень тяжести, установленная в диагнозе в данный момент — это лишь констатация фактов по тем навыкам и возможностям, которые доступны вам или ребёнку на текущем этапе развития. Перемены могут прийти с течением времени — по ходу терапии, и степень тяжести будет снижена.

Что может вызвать заболевание?

Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос. Но международные диагностические системы (DSM-1Y и МКБ-10) склоняются к тому, что основными факторами все-таки являются биологические нарушения. Поэтому причинами аутизма считают:

  • психодинамические факторы;
  • влияние окружающей среды;
  • органические невролого-биологические нарушения;
  • биохимические патологии;
  • генетический фактор.

Согласно данному перечню можно сделать вывод, что аутизм, причины которого многочисленны, является полиэтиологическим заболеванием, которое возникает в пределах разных патологий.

Итак, в группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном были поражены:

  • вирусными инфекциями;
  • радиацией;
  • хронической внутриутробной гипоксией;
  • острой асфиксией;
  • интоксикацией.

К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

Диагноз «аутизм» присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как:

  • синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%);
  • синдром Дауна (5-10%);
  • туберозный склероз (16-48%);
  • синдром Ангельмана;
  • синдром Жубера;
  • синдром Коэна;
  • эпилептическая энцефалопатия.

Несмотря на то, что дети, имеющие синдром аутизма, иногда производят довольно гнетущее впечатление из-за своей отстраненности и странных занятий, у них все же есть хорошая перспектива развития. Основным условием остается ранняя диагностика и ранняя коррекция.

Классификация аутизма по никольской: команда аутистов

Аутисты, достигшие мирового признания своими неординарными способностями: Альберт Эйнштейн, Дэниел Таммет, Билл Гейтс.

Большинство исследователей считают, что аутизм, симптомы которого ярко начинают проявляться, когда малышу  исполняется 1-3 года, наиболее типичен. Предпосылками к нему, согласно исследованиям Н. Семашковой,  являются такие факторы:

  • психогенные у 5% пациентов;
  • соматические у 8 %;
  • аутохтонные ( без явных причин) у 86%.

К психогенным относятся стрессы во время отлучения от материнской груди, отъезда родителей на длительное время (отдых, командировки и т.д.), смены места жительства, кардинального нарушения режима дня; начала посещений детского сада.

К соматическим факторам принадлежат интеркуррентные инфекции, которые тяжело протекают; проведенные вакцинации; оперативное вмешательство и острые травмы.

Стадия Продолжительность стадии Характерные проявления
I стадия Стадия психоза 1-6 месяцев Отрешенность, самоизоляция, угасание эмоций, снижение активности; остановка развития
II стадия Стадия регресса 6-12 месяцев Активность продолжает снижаться, наступает потеря речи, утрата навыков самообслуживания, поедание несъедобных объектов, появление двигательных стереотипий:· разжатие и сжатие пальцев в кулаки;·          закладывание пальцев друг за друга;·          поднятие рук на уровень плеч или высоко над головой;· появление примитивных жестов, которые были в раннем периоде развития (например, атетоз пальцев);

· напряжение мышц тела с прижатием к нему согнутых в локтях рук, а потом  взмахивание руками, как крыльями;

III стадия Кататоническая стадия 18-24 месяца Появляются кататонические расстройства, которые сопровождаются двигательной возбудимостью в виде бега по кругу, кружениями, раскачиванием из стороны в сторону, лазанием по мебели; негативизм и стереотипия при этом сохраняется.

К концу последней стадии можно наблюдать у ребенка улучшения. При этом ему присущи такие характерные действия:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • психопатоподобные расстройства;
  • неврозоподобные расстройства.

Но у ребенка начинается развитие, которое отмечается в виде появления:

  • реакции на окружающих и их речь;
  • навыков самообслуживания;
  • развитие речи в виде отдельных слогов или звуков во время эмоционального возбуждения.

Чаще всего мы читаем описание аутизма со словами «спектр признаков». Опираясь на слово «спектр» гораздо легче понять всю широту возможных сценариев болезни, а также исходов развития к моменту окончательного взросления человека с аутизмом.

Высокая функциональность предполагает возможность вести самостоятельную независимую жизнь, будучи взрослым. Человек со средним уровнем функциональности зачастую может осуществлять режимное самообслуживание, но не обладает хорошо развитой речью и коммуникацией, или имеет не достаточно высокий интеллект, что ограничивает возможности трудоустройства и общения с окружающими.

Низкофункциональный аутизм предполагает отсутствие полного самообслуживания даже в простых рутинных моментах (приготовление еды, уборка, одевание) и отсутствие применения речи как средства для коммуникации. Плюс к этому столь же выраженными, как и в детстве, остаются яркие признаки аутизма – отсутствие глазного контакта и разделённого внимания.

Тест для детей в возрасте 16-30 месяцев (опросник M-CHAT-R ™)

Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S. — для детей от 2 до 4 лет

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Тест ASSQ 6-16 лет

Анкета оценки эффективности лечения аутизма (АТЕС)

Столкнувшись с диагнозом РАС, важно помнить, что уровни функциональности могут меняться в процессе адекватной терапии. И не просто меняться – постепенно и градуировано, но и переходить от тяжёлого к лёгкому, иногда достаточно быстро и скачкообразно.

Большинство исследований сходятся  в том, что раннее вмешательство (до 3 лет) с поведенческой терапией и медикаментозной коррекцией (при необходимости) существенно повышают IQ ребёнка с РАС — до 17,6 пунктов (!)

Тяжелая форма способна полностью нарушать работу головного мозга, что негативно сказывается на развитие ребенка и его общении

Также раннее вмешательство широко развивает адаптивные и коммуникационные способности. Положительная динамика может коснуться всех сфер высшей нервной деятельности: социального взаимодействия, речевой коммуникации, адаптивного поведения в изменчивой среде. Именно такие улучшения становятся основанием для корректировки диагноза — с изменением степени тяжести.

ХАРАКТЕРИСТИКИ АУТИЗМА СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Обычно к такому тяжёлому течению приводит синдром Ретта, синдром Каннера и детское дезинтегративное расстройство. Так что же характерно для людей с низкофункциональным аутизмом?

Согласно последним исследованиям, многие люди с низкофункциональным аутизмом имеют снижение интеллекта, что приводит к разной степени умственной отсталости и невозможности осуществлять комплексное самообслуживание и адекватную коммуникацию. Уровень  IQ в таких случаях колеблется не превышает 70.

Недоразвитие речи

Правозащитная организация Autism Speaks обнародовала статистику о том, что 25% людей с РАС невербальны. Это означает, что они не могут произносить слова для коммуникации с окружающими.

Классический пример высокофункционального аутизма – синдром Аспергера. Однако такой уровень возможен и при синдроме Каннера, и при атипичном аутизме.  Что именно определяет высокую функциональность – читайте ниже.

Нормальный и высокий интеллект, в том числе по показателю IQ. Вместе с тем человек может испытывать затруднения при решении неожиданных и срочных задач или недостаток в адекватной реакции на изменение привычных ритуалов жизни.

Чтобы аутизм был определён как высокофункциональный, у человека должна быть развита речь и способность использовать её для коммуникации. Однако и здесь возможны затруднения в отдельных ситуациях. Например, зная несколько синонимов для слова «напиток», человеку может быть сложно заказать конкретный напиток в кафе.  Кроме того, часто отмечается монотонность в модуляциях голоса или неестественный оттенок в тоне – «словно робот».

Зацикленность на одной теме или очень узкий круг интересов – частые проявления аутизма лёгкой степени. Ригидность к изменениям в рутинных моментах, что может создавать сложности в общежитии и на работе. Некоторые сенсорные проблемы обычно подконтрольны осознанному поведению (человек умеет предугадывать и/или справляться с сенсорной перегрузкой не агрессивными способами, более-менее приемлемыми в социуме).

Возможны затруднения в долгом глазном контакте, в поддержании оживлённого диалога, в распознавании поз, жестикуляции и мимики собеседника, а также нередко страдает  общение с людьми разных возрастов — в согласии с социальными нормами. Также для людей с лёгким аутизмом довольно затруднительно соглашаться с другим человеком или принимать точку зрения коллектива.

Виды аутизма у детей

При полной отрешенности дети не реагируют на голод или, например, на грязный памперс

Сделать это иногда не просто. В связи с этим хочется опровергнуть миф о том, что в Советском Союзе в роддомах деток с пороками не давали матерям, а сразу отправляли в специальные учреждения. Поэтому, мол, у нас и аутистов взрослых нет. Дело в том, что при рождении совершенно невозможно определить, что ребенок болен аутизмом. Заметно это может быть в первые месяцы жизни, а иногда и позже. Но классический аутизм должен дать о себе знать до трех лет. А вот

обычно устанавливается годам к восемнадцати.

Некоторые заболевания, особенно на генетическом уровне, имеют свое «лицо», т.е. общие внешние черты. Таковыми являются синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Коэна. Аутистам тоже приписывают внешние сходства.  Л. Каннер, первый исследователь этого заболевания, в своих трудах писал, что дети, рожденные с диагнозом «аутизм», имеют утонченные черты лица. Он называл этот признак «лицом принца».

Все остальные симптомы касаются развития и поведения малыша. Мы уже знаем, что очень часто ребенок-аутист развивается соответственно норме, а потом резко в периоде от 1 года до 3 лет у него происходит утрата приобретенных навыков и функций. Это первый и важный сигнал о начале заболевания.

Хотя если внимательно наблюдать за малышом, то уже в раннем периоде его развития можно отметить такие особенности

Возраст Нарушения в развитии
1 месяц Плач плохо интерпретируется; гуление ограниченное, более напоминает крик, ребенок может визжать; имитация звуков отсутствует
2 месяца У ребенка отсутствует оживление в виде двигательных  реакций, когда ему предлагается игрушка или когда появляются взрослые
6 месяцев Отсутствует вокализация разными тембрами и интонацией, т.е. построит «диалог» с ребенком невозможно
8 месяцев Не повторяет слоги «па-па-па», «ма-ма-ма»
9-10 месяцев Не формируются указательные и другие социальные жесты («дай-дай», «на-на»)
18 месяцев Плохо реагирует на обращение, не указывает на предметы, не наследует взрослых, не хочет с ними общаться.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Аутизм, лечение которого как самостоятельного заболевания не проводят, все-таки подлежит медикаментозному влиянию, так как он может вызывать сопутствующие болезни. Поэтому кроме наблюдения у психиатра таких детей должны периодически консультировать педиатр, невролог, гастроэнтеролог и другие специалисты.

Обязательно с такими детьми проводят занятия логопед и психолог. Если вы хотите пройти комплексное обследование, то можно обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), которая действует в каждом областном центре. Именно здесь о состоянии здоровья ребенка и возможной помощи выскажут свое мнение и психологи, и врачи, и педагоги. Их рекомендации будут носить более практический характер, что значительно поможет родителям в дальнейших их действиях.

У детей с аутизмом могут начаться эпилептические приступы. Поэтому рекомендуется периодически делать им ЭЭГ-мониторинг. Кроме того, у них часто бывает нарушение сна, что потребует медикаментозного  вмешательства под строгим контролем врача. Ни в коем случае не давайте лекарства сами.

Проблематичным у таких детей является кишечник, так как зачастую аутисты не желают принимать предлагаемую пищу, а только ту еду, к которой они привыкли. К тому же у них часто бывает отсутствие аппетита вообще. Это существенно влияет на ЖКТ. Поэтому консультации гастроэнтеролога должны быть постоянными.

Обращать внимание следует и на физическое развитие больных аутизмом. Они подвержены таким болезням, как соединительнотканная дисплазия, что приводит к нарушениям у них осанки, плоскостопию. Поэтому лечебная физкультура для них важна. Кроме того, физические упражнения будут у них развивать координацию и моторику.

Стоить помнить, что дети с аутизмом не могут выразить свои жалобы словами. К тому же у них чувствительность к боли намного ниже. Поэтому нужно быть внимательным во время того, как они начинают заболевать вирусными инфекциями, так как они могут дать значительные осложнения.

Симптомы аутизма разнообразны. Поэтому лечится не сам синдром, а эти проявления. Наиболее часто медикаментозному лечению поддают агрессию, аутоагрессию, тревожность, стереотипии, нарушение сна и т. д.

Замечено многими врачами, что результативность лечения у детей выше, нежели у взрослых. Побочных эффектов у них к тому же намного меньше. Так как симптомы разные, то и препараты подбираются только в индивидуальном порядке.

Альтернативные методики лечения аутизма тоже существует. Но стоит помнить, что они могут быть опасными для пациента. Многие из методик даже не учитывают патогенез аутизма. А их разработчики не имеют никакого медицинского образования, что вызывает сомнение в эффективности лечения.

Поэтому перед тем как согласиться на курс лечения ознакомьтесь с практикой более подробно. Ведь могут начаться необратимые процессы, которые назад уже не повернуть. Доверьтесь лучше профессионалам. Предлагаем Вашему вниманию подробную статью про детский аутизм.

В первую очередь, аутизм делят по степени тяжести, от легкой формы до очень тяжелой. легкая форма характеризуется тем, что ребенок может казаться абсолютно нормальным и никаких явных отклонений не будет. Тяжелая форма способна полностью нарушать работу головного мозга, что негативно сказывается на развитие ребенка и его общении.

В медицинской практике существует 4 типа аутизма, развивающегося у ребенка:

  • Полная отрешенность. Такие дети не реагируют на голод или, например, на грязный памперс. Не любят телесные контакты и общение;
  • Отбрасывание окружающей среды. Ребенок очень щепетильно выбирает круг общения, часто ограничивается только родителями. Повышенное чувство страха;
  • Стереотипные интересы. Дети прикрываются своими интересами, которые не несут никакого познавательного действия для ребенка. Это может выражаться в повторяющемся действии, например, рисование одного и того же или разговоры на одну тематику;
  • Незначительные трудности в общении. Данный тип относится к самой легкой форме аутизма, когда ребенок проявляет только повышенную впечатлительность.

Специалисты определяют 3 симптома, по которым можно определить возможный аутизм у ребенка:

  • некоторые особенности поведения детей;
  • трудности в общении с другими детьми;
  • нарушения социального плана.

К сожалению, определить конкретные признаки аутизма у детей невозможно, он имеет множество сторон, как и характер человека. Поэтому может проявляться по-разному, в зависимости от психотипа ребенка и его окружения.

психоэмоциональное напряжение в семье может привести к развитию аутизма

Когда аутизм уверенно развивается, то родители могут заметить, как ребенок не в состоянии выполнять какие-либо действия его сверстников. Например, сложить пирамидку из кубиков или распознавать цвета. Нередко развивается гиперреактивность ребенка. Он начинать много двигаться, часто ходить на носочках, не может правильно реагировать на те или иные звуки.

К большому огорчению, вылечить ранний детский аутизм полностью невозможно. Тем не менее, помочь адаптироваться ребенку и устранить наиболее нежелательные признаки все же можно. Данная патология достаточно сложная, нужно попытаться помочь ребенку максимально комфортно себя ощущать в обществе и в жизни. Основное лечение будет направлено на применение психотерапевтических методов.

По возможности, ребенка следует обучать в специальных классах, где педагоги используют определенные методы образования и общения.

В ходе лечения важно определить насколько ребенок отстает в развитии. Для этого специалист использует специально разработанные тесты для детей с аутизмом. Если кто-то из членов семьи имел проблемы с развитием, то дополнительно назначается анализ хромосомного ряда и МРТ головного мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

При необходимости врач может рекомендовать и медикаментозное лечение. Если аутизм сопровождается судорогами, то прием противосудорожных средств будет обязательным. Наблюдать за лечением и развитием ребенка придется психотерапевту, поскольку сама терапия занимает длительное время.

К сожалению, ни одни родители не застрахованы от возможных патологий будущего ребенка. Однако уменьшить шансы развития аутизма возможно. В первую очередь, следует серьезно относится к беременности, планировать ее, консультироваться с профильными врачами. Важно пройти всю необходимую диагностику, которую назначил врач. Соблюдать правильный образ жизни, как будущей матери, так и отцу.

И самое главное, вопреки всему, любите вашего ребенка, принимайте его даже с подобными отклонениями в развитии. И как показывает практика, любовь родителей, внимание и забота, в разы быстрее помогают преодолеть данный недуг. 

Диагностика аутизма

В 18 месяцев для ребенка можно провести такое небольшое диагностирование на наличие аутизма по рекомендациям HANS:

  1. Смотрит ли малыш на вас, когда показывает на предмет, который его заинтересовал?
  2. Смотрит ли ребенок, когда вы ему на что-то указываете?
  3. Пользуется ли он своим воображением, когда играет «понарошку»?

Если ваши ответы только «нет», то у вашего ребенка может быть аутизм. Обратитесь срочно к детскому врачу.

Во время визита к доктору вам будет предложено заполнить анкету (А), где будут находиться вопросы следующего образца:

  1. Нравится ли вашему малышу играть у вас на коленках, качаться, подпрыгивать?
  2. Нравится ли ребенку куда-то залезать, например, на лестницу?
  3. Любит ли играть в детские игры: «ку-ку», «прятки»?
  4. Играет ли в игры «понарошку», например, заваривает чай и наливает в чашечки?
  5. Пользуется ли указательным пальцем, когда что-то ему нужно?
  6. Указывает ли пальцем на то, что его заинтересовало?
  7. Использует ли игрушки по назначению или просто их бросает либо прижимает к себе?
  8. Приносит ли ребенок какие-то вам предметы, чтобы что-то на них показать?

Другую анкету (Б) заполнит медработник согласно своим наблюдениям:

  1. За время приема установил ли ребенок зрительный контакт?
  2. Заинтересуйте ребенка и покажите пальцем на какой-то предмет в другом конце кабинета и промолвите: «Смотри! Это (назовите предмет)!» Обратите внимание на лицо малыша. Посмотрел ли он в ту сторону, куда вы показывали?
  3. Обратите внимание ребенка на себя и предложите ему что-то сделать «понарошку»: покормить куклу, поехать на машине в магазин. Выполняет ли ребенок вашу просьбу?
  4. Задайте ребенку вопрос о том, где свет. Указывает ли малыш пальчиком на свет?
  5. Получается ли у малыша построить из кубиков башню?

Внимание!

Во второй анкете (Б) могут быть такие варианты выполнения заданий:

  • во 2 задании ответ «да» вы отмечаете тогда, когда вы убеждены, что ребенок смотрел на предмет, на который вы показывали, а не на вашу руку;
  • в 3 задании «понарошку» можно играть в любую знакомую для ребенка игру, и это будет считаться, как ответ «да»;
  • в 4 задании можно повторить вопрос о любом предмете, который знаком малышу, при этом «да» ставьте в том случае, если ребенок посмотрел вам в лицо до того или после того, как вы попросили выполнить задание.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Теперь можно подытожить результат

Из первой анкеты(А)

вопрос 4 – игра «понарошку» (А4);

вопрос 6 — применение указательных жестов (А6).

Из второй анкеты(Б)

вопрос 2 – понимает указательные жесты и следует взглядом за ними (Б2);

вопрос 3 – играет «понарошку», следует действиям взрослых (Б3);

вопрос 4 – использует указательный палец для того, чтобы показать предмет (Б4).

Второстепенные пункты

Из первой анкеты(А)

При аутизме  ребенок не в состоянии выполнять какие-либо действия его сверстников

вопрос 1 – непонятная и грубая игра (А1);

вопрос 2 – есть социальные признаки (А2);

вопрос 3 – определение уровня развития моторики (А3);

вопрос 5 – наличие указательных жестов (А5);

вопрос 7 – функциональные игры (А7);

вопрос 8 – навыки демонстрации предметов (А8);

Из второй анкеты(Б)

вопрос 1 – установка визуального контакта (Б1);

вопрос 5 – умение строить башню из кубиков (Б5).

Оценка риска наличия синдрома аутизма

К группе высокого риска относятся те дети, которые имеют показатели «нет» в вопросах А4, А6, Б2, Б3, Б4.

Группа низкого риска: показатель «нет» отсутствует в двух группах.

Группа среднего риска: показатель «нет» есть в двух и более второстепенных пунктах, а также в некоторых основных.

Группа высокого и среднего риска: обязательно ребенок направляется к психологу или психиатру.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Группа низкого риска: если есть хотя бы одно «нет», повторите тест приблизительно через месяц.

Итак, можно выделить основные пункты, которые характерны людям, страдающим на аутизм согласно вековой категории.

  1. Не устанавливает визуальный контакт.
  2. При сохранном слухе не откликается на свое имя.
  3. Не привлекает внимание людей к тому предмету, который его интересует.
  4. Не просит о помощи, не зовет маму.
  5. Ничем не делится, проявляет агрессию к другим детям.
  6. Выполняет однообразные действия, играет, как правило, одной игрушкой.
  7. Не допускает к своим занятиям других людей.
  8. Для собственных нужд использует другого человека (например, ведет за руку туда, куда ему нужно), при этом эмоциональный контакт не устанавливает.
  9. Неадекватно реагирует на свет, звук.
  1. В своей речи использует всего лишь несколько слов.
  2. Наличие стереотипных движений.
  3. Сильное беспокойство при смене обычной обстановки.
  4. Большие трудности в овладении письмом и чтением.
  5. Проявляет интерес к какому-то одному типу деятельности (компьютер, рисование, музыка и т. д.)
  1. Элементарные навыки сформированы.
  2. Желание общаться отсутствует.
  3. Присутствует агрессия по отношению к окружающим людям.
  4. Возможны частые депрессии у детей, эпилептические приступы.
  5. Одиночество —  преобладающее состояние.

Так как развитие ребенка с нарушениями аутичного спектра неравномерное, то можно наблюдать такие ситуации:

  • для некоторых ребятишек характерны проявления, которые наблюдаются только у детей раннего возраста и сохраняются у аутистов долгие годы (например, брать все в рот, стучать предметом о предмет);
  • некоторые отстают от нормы в развитии речи, бытовых и социальных навыках;
  • но есть и такие, которые не только соответствуют во всем ровесникам, но и значительно их опережают в конструировании, обучении музыке, рисованию, конструированию, математике, а также во владении компьютером.

Аутические расстройства у взрослых зависят от того, насколько тяжелая форма самого заболевания, как оно протекает и какие методики лечения использовались.  Аутизм у взрослых симптомы имеет такие:

  1. Довольно скудные мимика и жесты.
  2. Правила поведения в обществе не воспринимает и полностью их игнорирует. Поэтому аутист может говорить либо совсем тихо, либо очень громко; смотреть прямо в глаза или вообще не устанавливать зрительного контакта.
  3. Может своими действиями принести вред окружающим, не понимая этого.
  4. Не понимает эмоций и чувств других людей.
  5. Строить дружеские или любовные отношения ему очень сложно.
  6. Не обращается первым к кому-то.
  7. Словарный запас, которым пользуется, беден.
  8. Его речь больше похожа на речь робота, так как отсутствуют интонации и эмоции.
  9. Они довольно уверенные и спокойные только в обычной обстановке и не терпят каких-то изменений.

Если аутизм у взрослых, признаки которых мы рассмотрели, протекает в более легкой форме, то вполне возможно, что к 20-25 годам человек сможет жить самостоятельно. При тяжелых формах аутисты требует специального ухода за собой.

Стереотипия при аутизме

Аутизму практически во всех его видах сопутствует стереотипное поведение. Оно сопровождается определенными движениями тела, проявлениями эмоций, заинтересованностью одним предметом и т.д.

Типичной стереотипией считается поведенческая. Она характеризуется тем, что страдающие аутизмом довольно консервативны к своему окружающему миру. Они не терпят никаких изменений в своей жизни.

Аутистам, особенно взрослым, присуща неофобия. Это значит, что ничего нового в их жизни не должно появляться, иначе оно может вызвать у них непонятную агрессию или наоборот страх. Для поддержания их спокойствия вокруг должна царить стабильность.

Дети-аутисты в свою очередь  очень негативно относятся к новым вещам, еде, игрушкам. Это вызывает у них панику. Элементарная перестановка мебели или изменения в маршруте следования вызывает у них тревогу, которая может привести к вспышке гнева.

Двигательные стереотипии — это довольно распространенное среди аутистов явление. Оно состоит в том, что больной в течение дня часто и ритмично повторяет одно и то же движение. Оно ребенка возбуждает и приносит заметное удовольствие. Это могут быть покачивания, махание головой, движения пальцами перед глазами, махи руками, бег по кругу, постукивания и т. д. Иногда наблюдается целый комплекс стереотипных движений.

Иногда у аутистов можно наблюдать речевую стереотипию.  Её особенностью считается то, что ребенок самопроизвольно повторяет по многу раз одни и те же слова, фразы.

Игровая деятельность тоже не лишена стереотипий. Ребенок может часами созерцать яркие предметы, как они двигаются. Происходит длительная задержка на этапе однотипной манипулятивной игры неигровыми предметами: крышками от кастрюль, обувью, предметами быта. Особая страсть проявляется  во время таких занятий, как переливание воды, пересыпание песка.

Такие дети могут часами ставить книги, кубики и другие игрушки в один ряд, распределяя их по цвету и размеру. Они с удовольствием собирают и разбирают башни, пазлы. Но если что-то не получается, то очень сильно нервничают, возбуждаются и пытаются все восстановить. Им нравятся наблюдать за крутящейся юлой или обычной крышкой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Стереотипии могут быть постоянными, а могут проявляться только во время волнения или возбуждения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ntchina.ru
Adblock
detector